За рост цен на бензин штрафовать никого не будут. За все заплатит потребитель

Сорок рублей за литр — психологическая отметка для потребителя. Темпы превращения средств передвижения в роскошь впечатляют. Только в апреле литр преодолел рубеж в 40 рублей, и уже в мае — новый рекорд.

По данным Росстата, к середине мая в среднем по стране стоимость топлива достигла отметки 41 рубль 28 копеек. Сильнее всего бензин подорожал в Махачкале, Рязани и Кирове. 92-й — 39,5 рубля за литр, 95-й — 42 рубля 49 копеек. 98-й стремится к 50-рублевой отметке. Когда-то экономичный дизель уверенно перевалил за 42 рубля. В Москве вообще не осталось в продаже бензина дешевле 40 рублей. Даже 92-й взял планку в 40,65.

Парадокс российского ценообразования: цена на нефть может расти, может падать, но стоимость топлива и в том, и в другом случае ползет вверх. Бензин дорожает, не стремительно, но уверенно.

Все из-за дефицита нефтепродуктов на рынке. Говорят, что это временно, но стоимость топлива уже не вернется на прежние позиции. Это железное правило: что бы ни произошло в стране и мире, бензин в России только дорожает. Объяснить этот феномен не могут даже специалисты.

«При попытке объяснить процессы, происходящие в топливном сегменте, натягивается рыночная терминология, но при этом сам рынок живет и работает в режиме ручного управления», – прокомментировал президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

В Госдуме уже предлагают подумать о государственном регулировании цен на топливо. А регионы направили обращение к главе правительства.

В Центробанке объясняют беззастенчивые ценники подорожанием на мировом рынке. С февраля нефть заметно прибавила — с 60 до почти 80 долларов за баррель. Но это только вершина черного айсберга.

«Рост в течение двух месяцев на 30% нельзя объяснить рыночными реалиями, потому что в стране за это время ничего не изменилось. Не изменились налоги, не изменились тарифы, не изменилась логистика, не изменилась себестоимость добычи нефти. Изменились внешние параметры — мировая цена на нефть. Но мы же эту нефть не покупаем!» – возмущен президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Как только растут цены на внешнем рынке, топливные компании снижают объемы производства бензина — его на экспорт почти не продают. И наращивают производство других нефтепродуктов, которые можно подороже сбыть за рубежом. В итоге, у себя — рукотворный дефицит. И ценники на заправках уже не остановить.

При этом сами нефтяники стараются снять с себя ответственность за эти самые ценники, поскольку сами говорят, что на бензине почти не зарабатывают. Неужели?

Но, конечно, зарабатывают. Если посмотреть из чего складывается стоимость литра, то пятая часть цены — это расходы на добычу и переработку. Чуть меньше 18 процентов — наценка продавца. А львиная доля — 60 с лишним процента — налоги на добычу полезных ископаемых, НДС и акциз. С 1 января 2018 года акциз вырос на 50 копеек, и еще столько же должен прибавить в июле.

В Федеральной антимонопольной службе именно акцизы считают главным провокатором роста. И если мировые цены на фоне американских санкций против нефтеносного Ирана продолжат движение вверх, то с повышением стоит повременить.

«Федеральная антимонопольная служба обращала внимание коллег из министерства финансов, соответствующие официальные письма были направлены. Надеемся, что коллеги будут очень оперативно рассматривать ситуацию, чтобы сегодняшняя ситуация не привела к каким-то неудобствам автолюбителям. И не привела к резкому скачку, росту цен», — поясняет начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС России Дмитрий Махонин.

Штрафовать нефтяников ФАС пока не видит оснований, а за все, как всегда, заплатит потребитель.

 

Источник: По сообщениям информационных изданий

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *