Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
Сложная химия жизни. Размышления журналиста о программе «Бесогон TV»

Сложная химия жизни. Размышления журналиста о программе «Бесогон TV»

Программа Никиты Михалкова «Бесогон TV», вышедшая в эти выходные в эфире канала «Россия 24» вызвала острую полемику между автором и ведущим радиостанции «Говорит Москва» Сергеем Доренко. Кто внимательно следит за выпусками программы, периодичность которой обусловлена актуальностью той или иной темы,  примет этот факт как неизбежное продолжение сложной словесной битвы, одного из выдающихся российских режиссеров, с проявлениями чернухи в нашем обществе, культурными атавизмами и просвещённым нигилизмом, выросших на руинах Советского Союза.

Знаю, что отношение к Михалкову разнятся, именно как к режиссеру в его поздний период творчества, у меня лично таких сомнений не возникает, достаточно лишь вспомнить какие фильмы он создавал и какие роли сыграл. Тем не менее, допускаю особое мнение, но и оно может меняться, как например, было, когда я рекомендовал достаточно известному в районе человеку, посмотреть очередной выпуск «Бесагона», после чего он уже не настаивал на резюме, прежде всего отмечая гражданскую позицию Никиты Сергеевича.

Именно о гражданской позиции режиссера и в первую очередь о тех острых темах, вызвавших такой нервный озноб у определенной части  культурной и политической элиты нашего общества пойдет речь, и надеюсь, обратить тем самым внимание людей, которые не смотрят программу, но имеют косвенное отношение ко всему что происходит.

Итак, очередной выпуск «Бесогон TV» стал продолжением предыдущего, в котором речь шла о шутке про генерала Карбышева. Сразу поясню, и вы чуть позже поймете почему — это российский и советский фортификатор, крупнейший отечественный учёный-инженер, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, профессор Военной академии Генерального штаба РККА, Герой Советского Союза,  замученный фашистами в концлагере Маутхаузен.

Никита Михалков показал ролик раннего выпуска Comedy Woman, в котором  между тремя актрисами идет такой разговор: «Чувствуете? Прямо холодок по спине пробежал», — сказала Екатерина Варнава. «Это мужик из рекламы Mentos дыхнул!» — добавила Надежда Сысоева. «Нет. Это замерзший дух генерала Карбышева. Он подошел к тебе сзади и приобнял», — картинно простонала Наталья Медведева.

Можно понять реакцию режиссера: «Ну а когда эти овцы из Comedy Woman шутят вот так. Они сами понимают, что они говорят? О ком они говорят? Они на секунду могут себе представить, что это такое, на сорокаградусном морозе стоять обливаемым из шлангов ледяной водой и превратиться в ледяной памятник самому себе?»

Позже Наталья Медведева опубликовала извинения, объяснив, что просто не знала, и это взрослый человек, кто такой генерал Карбышев. Теперь Вы понимаете, почему я сделал пояснение. Что касается реакции Михалкова, уверен, что у большинства людей старшего возраста, она была такая же.

Ведущий на радио Сергей Доренко,  отреагировал на это  саркастически, в манере, свойственной ему, когда он еще слыл в журналистских кругах  отъявленным телевизионным киллером. Главный редактор радиостанции «Говорит Москва» назвал режиссера фантазером, сославшись на то, что неверно была указана температура воздуха в день казни.

Действительно, а так ли важна температура, была ли она сорок или всего лишь минус тринадцать, когда тебя обливают водой из двенадцати шлангов, — справедливо ответил Михалков. И к чему, это словесная болтовня, затеянная Доренко, когда речь идет о подвиге, великом наследии той войны, победа в которой выстрадана нашим народом.

И можно было бы пропустить этот сюжет, тем более он относится к 2013году, но все больше говорит о том, что память о Великой Отечественной, исторической роли Советского Союза, героизме наших воинов хотят размыть вот такими подлыми шутками, примерами о том, что якобы были «хорошие» фашисты и солдаты Вермахта стали невинными жертвами той войны. То, что еще недавно было непререкаемым и священным, сегодня коверкается, подтасовывается и просто высмеивается.

На наших глазах выросло и формирует свое мнение новое поколение, для которого факты о прошлом нашей страны не очевидны. Никита Михалков приводит выдержку из текста декана Высшей школы телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Виталия Третьякова, касающейся той же темы.

На вопрос, знают ли они кто такой генерал Карбышев, только один студент поднял руку. Тогда он автоматически задал другой вопрос, а о генерале Власове вы слышали? Студенты, обрадованные тем, «что они все-таки знают, живо закивали и заговорили: да, знаем! — По словам самого журналиста, он потерял речи. Молодые люди, в прошлом году закончившие российскую среднюю школу сообщили, что они никогда не слышали о генерале Карбышеве и что они вообще не знают, кто это такой»,-сокрушается Виталий Третьяков.

Это своего рода, такое кривое зеркало общей культуры молодых людей, их уровень знаний, полученных по истории в школе. Можно со всей очевидностью сказать, что реформа образования, начатая в эпоху формирования капитализма в современной России, приносит свои плоды.

Доказательств этого достаточно. Приведу еще один пример из другой программы «Бесогон TV». Он касается депутата московского района Люси Штейн, которая легкомысленно отреагировала на явный троллинг избирателя на своей странице в Фейсбуке. Несмотря на то, что история эта уже в прошлом, она наглядно демонстрирует, насколько инфантильна и «просвещена» часть современной либеральной молодёжи, претендующая стать в будущем политической элитой нашего общества.

Теперь обратимся к самой переписке, которая приведена в программе. В ней некий избиратель «Давид» поздравляет двадцати одного летнего депутата с избранием и  задает провокационный вопрос: «поддерживает ли Штейн ограничение поставок в лечебные учреждения столицы «лекарственного препарата Циклон-Б» (газ, которым травили людей в нацистских концлагерях)». Штейн отвечает, явно не понимая, о чем речь. «Давид» продолжает троллить депутата, спрашивая, как она относится к проекту реновации Курского вокзала, предложенному депутатом Басманного района Андреем Шикльгрубером (настоящая фамилия Адольфа Гитлера). К вопросу прикрепляется фотография «проекта», на которой изображен въезд по железной дороге в концентрационный лагерь в Освенциме. Люся Штейн отвечает, опять не понимая сути вопроса.

В какие школы ходят дети, какие книги они читают, и что рассказывают им учителя истории? Ответил бы на эти вопросы без раздумий, еще лет так двадцать назад, а сейчас могу ошибиться. Вот на Урале открыли

Ельцин Центр, из бюджета на его строительство было выделено 7 миллиардов рублей. Создан он был, цитирую: в соответствии с законом 2008 года «О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий» — для сохранения, изучения и публичного представления наследия первого президента РФ «в контексте новейшей истории отечества, развития демократических институтов и построения правового государства».

Теперь отметим, что многие проекты центра инициированы образованным в 2000 году частным Фондом Ельцина во главе с дочерью первого президента Татьяной Юмашевой. К слову о патриотичности. Созданием экспозиции музея занималось американское Агентство музейного дизайна Ральфа Аппельбаума, сдавшее в том числе под ключ Национальный конституционный центр и Президентскую библиотеку в США, а также работало в России над Еврейским музеем в Москве.

Еще одна деталь. Не только проектировщики Ельцин Центра – из США. Из-за океана приехала и его нынешний директор Ирина Евдокимова. Она училась в Вашингтоне и в Нью-Йорке, а потом долго работала в Музее современного искусства, знаменитом MoMA. Выходит, что все сделано подчистую, по американским лекалам. История государства российского творилась великими русскими людьми и народом его населявшим, ее исследовали и писали о ней Карамзин, Соловьев и неверно, неправильно было отдавать в руки американцев, с их русофобией, высокомерием, архитектуру сложных  исторических процессов в нашей стране.

Еще раз возвращусь к телепередаче «Бесогон», которой, на мой взгляд, отведена большая гуманитарно-просветительская миссия. Михалков не остался в стороне от жесткой критики программы музея,  назвав то, что ежедневно происходит в центре «инъекцией разрушения национального самосознания детей. Это вопрос национальной безопасности, поскольку сотни детей получают этот яд каждый день. Должна быть последовательная политика, обращенная к тому, чтобы дети понимали, что страна, в которой они живут, — великая страна» — сказал Никита Михалков.

В отдельных случаях приходиться сомневаться и списывать все на ошибку незрелого возраста, и случай с незнанием имени героя может скорее удивить, чем расстроить, но когда молодые люди уже нового поколения начинают смотреть на подвиги своих предков с прищуром, приходит время задуматься. В одном из разговоров Никита Михалков привел фразу своего отца-поэта и автора гимна России: «сегодня дети, завтра — народ». Она точно укладывается в тему нашего разговора. И не случайно она выбрана и не просто так я обратился к программам «Бесагон».

Ведь и сама программа о том же, о смысле происходящего, тех явных и скрытых противоречиях затаившихся в нашем обществе, о вечном, борьбе добра и зла, в которой бесы вселяются в людей, а люди изгоняют бесов- вот такая сложная химия жизни.

Александр Салмин

(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт «Ахтубинский пилот»)

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *