Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
Операция «Ромб». Из истории афганской войны

Операция «Ромб». Из истории афганской войны

 Тайны, как известно, имеют свой срок давности. И все тайное, в конечном счете, становится явным. Пришло время расска­зать об одной из самых секретных опера­ций афганской войны, в которой приняли участие офицеры и прапорщики Государ­ственного летно-испытательного центра имени В.П.Чкалова. Речь идет об операции «Ромб», которая предусматривала специальные испытания штурмовика Су-25 в так называемых «особых условиях», под которыми понимались испытания по боевому применению самолета в Афганистане.

В марте 1980 г. министр обороны СССР Д.Р.Устиновотдал личное указание в сжатые сроки подготовить и осуществить секретную программу испытаний самолета Т-8 для оценки его боевых возможностей в горных условиях  Афганистана. Была сформирована бригада, в состав которой входило большое количе­ство специалистов.  Руководителем этой группы был назначен генерал-майор Ал­феров Владимир Васильевич, зам. на­чальника ГНИКИ по науке. Подбор специа­листов в группу проводился по жесткой схеме, предусматривающей не только личное желание и рекомендации командования, но и спецпроверку по ли­нии службы режима (чем занимался непосредственно Павлив Роман Васи­льевич) и органов госбезопасности (эта деликатная функция была возложена на Редина Вадима Константиновича). О готовящейся командировке знал ограниченный круг лиц.

После отбора людей была сформиро­вана передовая группа, в составе: подполковников Васенкова В.В., Павлива Р.В., Руденко, прапорщика Медведева и еще нескольких специалистов.

Проводы были по армейскому скорые, без оркестра и напутственных речей. Все понимали, что едут на войну. Улетали из Ахтубинскав 5 утра, еще до подъема лич­ного состава, в гражданской одежде, с паспортами и с полным арсеналом авто­матического оружия. Тяжело разбежавшись, Ил- 76 оторвался от бетонки, слегка помахав крылом необъятным астраханским далям, как-то разом ставшими до глубины души род­ными.

В Марах сделали дозаправку и напря­мую через границу на Шинданд. Аэродром в Шинданде был выбран не случайно. Построенный еще во времена советско-афганской дружбы, в период военных действий он приобрел облик мощного укрепрайона с тремя линиями обороны, обваловкой и врытой в землю бронетехникой. Группу никто не ждал, как это бывает, где-то не прошла команда. Это, правда, никого не уди­вило, русские даже в Афганистане были верны себе. Все имущество: палатки, кровати, продукты на всю бригаду, пришлось выгружать своими силами. К вечеру, когда начали падать в буквальном смысле, без сил, из ближайшей части подошла группа солдат. Нервное напряже­ние первых часов пребывания в Афгани­стане сказалось, когда все легли отдыхать. Виктор Владимирович Васенков, командир испытательной эскадрильи отправился на КП, необходимо было согласовать со­вместный план действий, на аэродроме базировалось еще три полка. После всех утрясок и уточнений возвратился далеко за полночь. Когда зашел в палатку, где отдыхала группа, услышал передергивание затвора. Сделал несколько шагов вперед и вдруг резкий окрик Романа Павлива:

  Стой! Еще шаг, стреляю.

  Да свои же, — подал голос Васенков.

Только тогда бдительный начальник режима узнал комэска.

-Еще мгновение, Виктор Владимиро­вич, и я точно выстрелил бы, ведь жуть стой кругом, а тут вижу — тень движется, подумал, духи лезут, — признался Павлив. Переход из одной реальности в другую составлял всею несколько часов, но и их было вполне достаточно, чтобы ощутить всю степень опасности, которая их под­стерегала.

В период с 16 по 18 апреля 1980 года из Ахтубинска прибыла основная группа испытательной бригады. Два Су-25, пилотируемых летчиками-испытателями Музыкой В.Н. и Соловьевым В.В., прилетели свои ходом, а ЯК-38, самолеты вертикального взлета и посадки для морской авиации в Шинданд доставили два Ан-22. К этому времени все было готово, чтобы группа смогла приступить к работе. Поскольку в команде, испытывавшей Су-25, было четыре летчика, то летали они по двое: ведущий Садовников И.Ф.. ведомый Иванов А.А., от ОКБ Сухого и Соловьев В.В. с Музыкой В.Н. от ГНИКИ ВВС (Ахтубинск). По штату В.В.Соловьев должен быть ведущим, но по взаимной договоренности в полете происходил обмен ролями, и под аккомпанемент Соловьева В.В. солировал В. Н. Музыка. На аэродроме находилась часть самолетов Су-17 под командованием подполковника Горбенко В., которые при­крывали Су-25 во время их участия в бое­вых вылетах. (Кстати, в это же время, здесь проходил службу И.Сирота, впо­следствии переведшийся служить в Ахтубинск, летчик-испытатель).

Тяжелые климатические условия яви­лись серьезным испытанием для всех офицеров и прапорщиков бригады. Многие, приезжие летом в Ахтубинск из других городов называют район «Астраханской сковородкой». Горный Шинданд с его выжженной, без единой травинки скалистой поверхностью, остер­венело задувающими ветрами и жарой за пятьдесят, представлял из себя нечто среднее между космическим ландшафтом необи­таемой планеты и местом, где по нашему соображению должны наказывать грешни­ков. Поставленная в тень свечка, медленно кланяясь палящему солнцу, к полудню показывала на «полшестого», разворот в обратную сторону, и дотемна восковой столбик воз­вращался в исходное положение. Даже душ, смонтированный для пилотов, не спасал. Шелковый комбинезон просыхал еще до того, как облаченный в него хозяин успевал дойти до самолета. Но на войне, как на войне, и все неудобства и сопут­ствующие этому ощущения подавлялись одним мощным стимулом выжить и выпол­нить поставленную задачу.

После первых полетов и постепенного привыкания летчиков к горным условиям было решено перейти к испытаниям по применению вооружения с самолетов Су- 25. Но здесь не было, как на Грошево, средств контроля, поэтому о результатах стрельбы и бомбометания пилотам вери­ли на слово.

Через неделю пребывания группы в ДРА командование дивизии, на террито­рии которой располагался аэродром Шин­данд, стало привлекать самолеты Су-25 для боевых действий. Первоначально это были разведывательные полеты с приме­нением авиационных средств поражения по движущимся группам моджахедов. У специалистов по вооружению из ГНИКИ возникла идея проверить, как сработает авиабомба объ­емно-детонирующего действия в условиях высокогорья. В одном из полетов с приме­нением ОДАБ раздался оглушительный взрыв, и в воздух поднялось черное обла­ко. Как потом доложили сухопутчики, бомба угодила в склад с боеприпасами, который мгновенно взлетел на воздух.

Полеты проходили каждый день, о вы­ходных больше никто не вспоминал. Лета­ли там, где это позволял горный рельеф и даже там, где ущелье представляло из себя сложнейший лабиринт, а сам полет все больше напоминал игру «найди выход». Ироничные взгляды товарищей из соседнего полка Су-17, на первых порах подтрунивающих над «гадким утенком», сменились сначала на уважительные отзывы, а затем и на зависть перед боевыми возможностями и задиристым нравом «Грача». Пехота раньше всех почувствовала ударную мощь и неоспоримые летные характеристики своего воздушного союзника. Это была машина для боя, способная работать в горных условиях и быть на виду у наших войск, оказывая им большую моральную поддержку. В канун 9-го мая проводилась операция под городом Фарах, которая получила впоследст­вии название Фарахской. Общевойсковая группировка наткну­лась на укрепрайон в горном ущелье, оставленный, как предполагали, еще со времени короля Дауда. Подход к нему был заминирован (на минах подорвались две БМП),ипехоту встретил сильный огонь противника. А на каждом изломе дна ущелья находились доты. Для обеспечения продвижения войск были вызваны самолеты Су-25. Штурмовики действовали под прикрытием самолетов Су-17, при этом те, как бы обозначали крут и барражи­ровали вокруг района, а «грачи» атаковали.

Самолеты заходили с вершины горы и ныряли в ущелье, в тыл врага. Огонь кор­ректировали с земли и вертолетов. Радио­обмен позволял четко выстроить картину боя. «1-й, 3-й» — позывные наших летчиков.

-Ракетой обозначаем цель. Наблюдали? Молодцы!

-Грачи! А нельзя ли на 50 метров правее?

Ребята, еще так давайте, покучнее, выкурим духов.

Работали по укрепрайону три дня, совершая по 3-4 вылета в день на пару летчиков, используя фугасные и бетонобойные бомбы. После такой обработки ущелья пехота взяла укрепрайон без сопротивления противника.

При подведении итогов операции коман­дир мотострелковой дивизии не смог удержаться, чтобы не выразить своего восхищения работой Су-25.

-И вы знаете,- обратился он ко всем присутствующим, — летают на этих «Грачах» летчики с интересными фамилиями «Музыка» и «Соловьев», можно сказать, что воюем мы под Музыку Соловьева,- скаламбурил генерал.

-Да, это ж мы,- отозвался Валерий Нестерович, приглашенный на это совещание.

-Ну, ребята, вы просто молодцы! Только жаль, что у Вас всего два таких самолета!

Пожелания генерала сбылись через год, когда после устранения конструктивных недостатков и доводки самолета с учетом накопленного опыта, в Афганистан прибыла уже отдельная штурмовая авиационная эскадрилья.

Одновременно с Су-25 проходили испытания Як-38, но все попытки летчиков морской авиации выполнить на нем полеты заканчивались с большим риском для жизни.

В один из дней, при взлете, Як никак не мог набрать высоту: условия высокогорья, жара и недостаточная тяговооруженность не позволяли ему продолжить полет. Тогда летчик сбросил на полосу одну из ракет, которая, ударившись о бетонку и частично разрушившись, осталась там лежать. В любой момент мог произойти взрыв. После того, как все были удалены с аэродрома, в поединок со смертью вступил офицер управления вооружения ГНИКИ, кандидат технических наук Ершов. Действия офице­ра напоминали операцию хирурга по уда­лению опасной опухоли: одно неосторож­ное движение, и последовала бы неизбеж­ная гибель. Умелые действия специалиста позволили обезвредить ракету. На войне, как и в мирной жизни, подвиг оценивается степенью риска, самоотверженностью и духовным порывом человека, поста­вившего себя на грань жизни и смерти во имя других людей. Если оценивать посту­пок офицера Ершова по этой шкале выс­шей нравственности, то иначе, чем подви­гом, его не назовешь.

Но это не единственный случай, свя­занный с эксплуатацией Як-38. Эти само­леты были помечены какой-то роковой отметиной, систематически продолжая ломаться и падать. В следующий раз при подъеме на высоту 15 метров самолет не смог дальше выполнять полет и упал вмес­те с летчиком и полным боекомплектом на полосу. Чудом не взорвавшись, он заго­релся. Первыми на помощь летчику и на тушение загоревшегося самолета броси­лись военнослужащие из Ахтубинска  Павлив Р.В., Редин В.К. и Бабаков Н.И.

Прапорщик Бабаков Николай Иванович смог оперативно потушить пожар, а Пав­лив Р.В. помог летчику, получившему се­рьезную травму во время падения, вылез­ти из кабины. После этого случая про­грамму сравнительных испытаний самоле­та Як-38 решено было свернуть.

Заканчивалась афганская командиров­ка. Основные задачи, поставленные перед специалистами бригады, были выполнены. Чемоданное настроение, ощущавшееся в группе, усиливалось тем особым беспо­рядком, который обычно царит при пере­езде с одного места жительства на другое. Никто из участников этой секретной операции не считал, что делает что-то очень выдающееся, просто они выполняли то, чему их учили и что каждый из них умел делать хорошо.

Операция «Ромб» завершилась б июня 1980 г. Дома их ждали теплая встреча, наг­рады и… забвение. Страна любила своих героев, но не любила раскрывать своих секретов.

                                                                                                     Александр Салмин

                                                                                                          Май 1998г.

(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт)

 

 

Один комментарий

  1. владимир

    Хорошо помню как красиво летали су 25,иногда невороятно красиво шли напосадку. Як 38 в первом случае сбросил в районе ближнего привода а второй раз упал недалеко отпункта управления у него тяговые турбины не развернулись всем тода повезло так рядом был бомбосклад и мог повтор кандагара. Очень правильное писание аэродрома в шинданте. Было в самом деле жарковато.с уважением владимир

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *