Специальный репортаж. Часть первая. Мы способны поражать не только воображение, но и цели вероятного противника

Пожалуй, впервые за свою много­летнюю историю ахтубинский ГЛИЦ им. В.П. Чкалова принимал такую предста­вительную делегацию, в составе кото­рой двадцать девять военных атташе зарубежных стран, конструкторы, специалисты ави­ационной промышленности, сотрудники Главкомата ВВС, не говоря уже о мно­гочисленной журналистской братии, бравирующей на солнце объективами дорогих видеокамер и фотоаппаратов. Интерес к происходящему в Ахтубинске вполне закономерен. Еще никому из гостей не удавалось так близко убедиться в боевых качествах новых модифици­рованных авиационных комплексов, располагающих самым современным арсеналом вооружения. Россия даже в ее нынешнем состоянии, словно скупой рыцарь, вынужденная подсчитывать доходы и расходы, все еще не разучи­лась удивлять кого угодно, тем более в области самолетостроения.  Скепсис ряда отечественных и зарубежных спе­циалистов, предрекавших авиационный закат нашей стране и сомневавшихся в способности российских ВВС реально противостоять западным самолетам пятого поколения типа EF-2000 «Еврофайтер» или американскому «Рэптор», оказался неуместным. Встав на путь углубленной модернизации са­молетного и вертолетного парка, уда­лось  оснастить боевую машину  современным радиоэлектрон­ным оборудованием, новым прицельно — навигационным комплексом и  высокоточным оружием. Схема «4+» при своей экономичности и относительной малозатратности (модернизация одного истребителя обходится государству лишь в 1/30 части стоимости закупки нового аналогичного самолета) ничем не уступает пятому поколению машин и вполне доказала свою жизнеспособность, придав современным авиационным комплексам многофункциональность и надежность в решении тактических задач.

Сразу же после приземления Ту-154 всю безудержно рвавшуюся «на свобо­ду»столичную прессу взял под своюопеку заместитель Главнокомандующе­го ВВС Юрий Петрович Клишин. Изло­женный планработы устроил всех. Незнаю уж, что вылетит из-под пера, стро­чащего на ходу корреспондента «Московской правды» или «Не­зависимой газеты», но в процессе озна­комления с образцами модифициро­ванных типов самолетов все были лю­безны икорректны. Юрий Петрович уверенно и со знанием дела, а как еще может человек, несколько лет возглав­лявший Центр, характеризовал каждую машину, давая по ходу пояснения и отвечая на вопросы. На правах полно­ценного члена команды мастеров эпи­столярного жанра, я достал свою «мыльницу», решив по — ходу сделать пару снимков для газеты, и осекся. Ря­дом со мной, невозмутимо обводя объ­екты телескопическим глазом, торчал полуметровый объектив «Nikona», а чуть дальше — еще с десяток не менее крутых «Canоn». Коллеги из «АТВ- Центра» так же смущенно переводили взгляд со своего скромного «Panasonic» на пятидесятитысячедолларовый аппа­рат телевизионщиков ОРТ. Главное не число, подумал я, имея ввиду долларовый эквивалент, а уме­ние, продолжая внимательно слушать заместителя Главкома. Выстроившиеся в ряд и удивлявшие своей ра­дужной расцветкой Су-ЗОМК вполне отвечали жизненному кредо: форма должна соответ­ствовать содержанию. Идеальную аэродинамическую компоновку удалось наполнить новыми электронными мозгами, сохранив и улучшив режи­мы и характеристики авиацион­ного комплекса.

— Обратите внимание на воо­ружение, — остановился Юрий Петрович возле очередной ма­шины, — через два часа вы смо­жете убедиться насколько эф­фективно используются раз­личные, от обыкновенных до «умных», средства авиационно­го поражения.

                                                                                                                             

-Следующий самолет Су-34, очень похожий, если смотреть анфас, на утку. В настоящее время заканчиваются испыта­ния его боевых качеств. Шум моторов взлетающего развед­чика Су-17 помешал услышать дальнейшие пояснения, но впереди еще была реальная возможность увидеть Су-34 в деле.

Фронтовой трудяга Су-24. По мнению генерал-майора Александра  Харчевского, да, того самого, вывозившего Президента в Чечню, бомбардировщик Су-24М только недавно перелетевший из Жуковского на аэродром ГЛИЦ, обладает рядом уникальных качеств, позволяющих повысить его потенциал. Су-39 сразу привлек внимание со­бравшихся. Приземистый и внешне по­хожий на своего горбатого собрата Су- 25, он перенял все положительные ка­чества «Грача». Его испытания также завершаются. Обладая отличными характеристиками,на тренировке, нака­нуне днем, он с первого захода одним ударом обрубил кабину бомбардировщи­ку Ту-16.

                                                                                                                                 

Серию самолетов Су сменил прохо­дящий стадию модернизации МиГ-29 СМТ сдополнительными баками для дозаправки в воздухе, информационно-управляемой кабиной и новым локатором. Следующими стояли Ми-17 (ночной вертолет). Ми-35 с тепловизором, позволяю­щим работать в ночное время, знаменитый Ка-50 («Черная акула») и Ка-52 («Аллигатор»).

 

Военно-транспортную авиацию представляли большегрузный Ил-76 МД и Ан-70, как известно, потерпевший аварию зимой, но полностью восстановленный.

Чуть позже мы смогли составить о нем мнение.

Возвратившийся Су-17, обдав всех го­рячей волной и не выветрившимися па­рами керосина, покатил дальше по бетон­ке, а мы, рассевшись в автобусы, двину­лись в путь.

Дорога на Грошево заняла минут 30, вполне хвативших, чтобы присмотреться к товарищам по цеху. За общими разгово­рами о жаре и перезвоном мобильников, извещавших абонентов о значительном удалении от Москвы, я успел познакомиться с Сергеем Скрынниковым — редактором журнала «Вестник Воздушного Флота», великолепным фотографом и Алексеем Самолетовым, чьи репортажи из горячих точек хорошо знакомы зрителям РTP.

Подлатанная во многих местах узкоко­лейная проезжая часть была рассчитана на движение в одном направлении. Впро­чем, любая встреча на этом отрезке каза­лась маловероятной. Застывшие через каждые 3-4 км посты милиции и военных контролеров, тут же развернули бы или указали на обочину любому автомоби­лю, оказавшемуся на пути. Съехав на грунтовку, мы ощутили преимущество первой машины — густое пыльное обла­ко закрыло задний обзор и следующую за нами колонну. В конце концов, пусть и гости, в том числе иностранные, ощутят на себе все прелести засушливого астрахан­ского лета. Переоборудованный под ко­мандный пункт ЦП (измерительный пункт) представлял собой двухэтажное зда­ние с расположенной наверху площадкой для руководства полетами и обзора. Ежедневными, невероятными усилиями личного состава части под руководством полковника Васина В.И. и, несомненно, всех остальных, присланных на подмогу, уда­лось провести   качественный ремонт и придать территории вполне приличный, с элементами армейского шика вид.

Ощущая любопытные взгляды собрав­шихся и более проницательные сотрудников спецслужб, военные   атташе  вели себя вполне уве­ренно и после обмена приветствиями заняли места на три­буне. Среди пригла­шенных      офицеры стран Юго-Восточной Азии, Индии, Ирака, бывшие соратники по Варшавскому До­говору, т.е. наши сегодняшние партнеры по   военно-техничес­кому сотрудничеству. Ничего удивительно­го   в   том,   что   они приняли    приглаше­ние и прилетели. То­вар   следует   выби­рать, а нам в свою очередь,   уметь   его показывать  лицом. Россия выдерживает жесткую конкурен­цию на рынке оружия с ведущими западными странами и уступать им не намерена, а впечатления, которые военные спецы бурно выражали возгласами и аплодисментами, должны лишний раз послужить аргументом в нашу пользу.

Высоко задрав головы, мы наблюдаем за появлением самолета-разведчика Ил-20, с высоты 5 тыс. метров ведущего обна­ружение наземной цели и передающего в реальном измерении четкое изображение на экраны КП. Здесь, в мозговом центре авиационного показа, достигнуто четкое взаимодействие между всеми участника­ми работ. Обстоятельно, со знанием дела, отдает команды ответственный за полеты полковник Покусаев В. Д. Внешне спокоен начальник ГЛИЦ им.  В.П. Чкалова генерал-лейтенант Трегубенков Ю.П.

Неожиданно рядом с трибуной что-то зажужжало, напоминая знакомый звук. Так и есть, сопровождаемый резким хлопком по наклонному устройству устремился вверх беспилотный аппарат «Пчела».

Вскоре слева, засвеченный ярко-оранжевым шаром появляется Су-З0МК (летчик Пестриков А.К., штурман Романов В.М.) в сопровождении пары Су-27 (летчики Серегин С.Ф., Салахутдинов Т.Б.). Следует атака бомбами калибра 500 кг и резкий уход в сторону, от осколков, очередной разворот истребителя — и пуск ракет по танковой колонне. Один за другим следуют взрывы, и черная мгла скрывает от нас пораженные цели. Удач­но отбомбились Су-25 и Су-39, поразив бомбардировщик и передвижные средст­ва противника. Эстафету принимает бо­лее тяжелый Су-24 (летчик Наумов А. В., штурман Мартьянов С.Н.). «Сушка» сбра­сывает ОфАБ-250 с виража, затем повто­ряет маневр, выполняя бомбометание с разворотом по трем целям одновременно. Курс 90 градусов (со стороны Волгограда), на го­ризонте появляется самолет Су-34, пило­тируемый Героем России полковником Маликовым И., И., точный выход на цель, сброс 14 бомб и огромная площадь по­крывается черными нарывами. После противоосколочного маневра еще один заход и пуск ракет С-8.

                                                                                                                                 

Продолжили показ боевые вертолеты, резкими толчками авиационных пушек нарушая покой израненной земли. Когда стемнело, сочные всполохи огня и света завершили картину угасающего дня. Видимо, не только у меня, но и у всех присутствующих, насколько я умею читать по лицам, возникла одна очень весомая мысль: мы способны поражать не только воображение, но и цели вероятного противника. Пусть что угодно бубнят пессимисты, пофигисты и пацифисты, но пока жива Россия, ей быть с крыльями.

 

Александр САЛМИН.

Август 2001 года

(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *