Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
Воспоминания о МАКСе. Часть первая.                          Этот блестящий, бурлящий, бесподобный МАКС-2003

Воспоминания о МАКСе. Часть первая. Этот блестящий, бурлящий, бесподобный МАКС-2003

Мне здорово повезло. Попасть на международный авиационно-космический салон в Жуковский можно считать большой уда­чей. Только один день, но зато какой. Ог­ромные, просто гигантские очереди москвичей и гос­тей столицы, выстраивающиеся к турникетам, прохо­дили через жесткое сито досмотра работниками ми­лиции, проверялись металлоискателями и обнюхива­лись чуткими к запаху взрывчатки четвероногими стражами порядка. Не знаю, что влекло людей на подмосковный аэродром, возможно, жажда зрелищ, поиск удовольствий или просто любопытство, но уже через несколько часов все это вытеснилось одним полноценным чувством, в основе которого — восхище­ние от увиденного и гордость за отечественную авиа­цию. Можете поверить, то же пережил и я вместе со своими коллегами из АТВ-Центра — Геннадием Анд­реевым и оператором Кириллом Киселевым.

                                                                                                                                                 

22 августа для большинства посетителей — первый день открытых дверей. Для многочисленной и дружной авиационной семьи он нес особый отпечаток. Органи­заторы посвятили его испытателям. Ахтубинская де­легация пилотов и штурманов, инженеров и ведущих специалистов ГЛИЦ им. В.П. Чкалова выглядела, как и подобает «авиационной элите, неотразимо: блистая «золотом эполет» и уже без кавычек звездами Героев России. В какой-то момент, ближе к вечеру, когда ощущение праздника достигло апогея и охватило всех, бремя незаслуженной славы пришлось пережить и мне. Количество желающих сфотографироваться с летчиками и штурманами ГЛИЦ им. В.П. Чкалова и просто офицерами в форме цвета неба говорило само за себя — авиацию у нас по-прежнему любят. Впрочем, в этом никто и не сомневался.

                                                                                                                             

Мы сообща пережили упадок, крушение идеалов и надежд, почти уверовав в свою посредственность. Но воспитывать нацию на комплексе собственной непол­ноценности нельзя. Может настать момент, когда она в него по-настоящему поверит. Думаю, та самая доро­га возрождения, пройдя которую человек обретает чувство собственного достоинства, гордости за при­надлежность к великой державе, пролегала и через нынешний авиакосмический салон.

МАКС-2003 поражает и впечатляет одновременно.

Ему справедливо предрекают большой успех. Десятки павильонов, в каждом из которых демонстрируются новейшие образцы и разработки в области аэрокос­мической техники, электроники, двигателестроения, связи и передовых технологий. Такое рекордное коли­чество участников зарегистрировано тоже впервые. Россия и ближнее зарубежье представлены 489 орга­низациями. Иностранные компании имеют более широкую географию: от США и Канады в Западном полушарии до близких к нам Франции и Германии, Швейцарии и Польши, не говоря уже о потенциальных покупателях из Кореи, Сингапура и Малайзии. Рядом на статической стоянке, представляющей собой ого­роженную рулежку, разместился целый авиапарк, от легких спортивных самолетов до гиганта отечествен­ного авиастроения ИЛ-96-400. Чуть поодаль, словно зная себе цену, замер восьмимоторный стратегиче­ский бомбардировщик В-52, «летающая крепость». В отличие от недавно состоявшегося в Ле-Бурже авиа­салона, омраченного испортившимися отношениями между США и Францией, американцы представили в Жуковском, впервые за все время, ударную авиагруп­пу в составе F-15, F-16, F-18, вертолета «Апачи», заправщика и знаменитого транспортника С-130 «Геркулес». Но изюминкой МАКСа, безусловно, стали демонстрационные и показательные полеты как оте­чественных боевых, пассажирских самолетов, так и западных пилотажных групп. Поверьте, такого еще не было ни в Ле-Бурже, ни в Фарнборо и Сингапуре.

                                                                                                                         

Ну, скажите, с чем можно сравнить небесную арию летчика из итальянской пилотажной группы «Фречче Триколори» (трехцветные стрелы)? Я не ошибся, именно пилота, солировавшего в составе группы из десяти самолетов, выполнявшей фан­тастические фигуры высшего пилотажа, можно на­звать вдохновенным тенором полета. Пение великого Лучано Паваротти, звучавшее внизу, на земле и музыка неба сливались в  единую симфонию разума. А разве не заслуживают восхищения французские летчики из «Патруль де Франс», которым уже рукоплескал весь мир, и вот те­перь в бессознательном порыве, высоко подняв руки над головой, их приветствовали десятки тысяч росси­ян. Французы остались верны себе, подарив предста­вительницам прекрасного пола искусно выполненное в небе разноцветное сердце, пронзенное стрелой. Как всегда, грациозно, в совершенстве владея летным мастерством, выглядели наши «Стрижи» и «Русские витязи». Говорить в данном случае кто хуже, а кто лучше, считаю некорректным. Мастерство безгранич­но, как и небо, которое одно для них. Свою точку зре­ния по этому поводу высказал Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского союза, автор «Кобры» В.Г. Пугачев: «Трудно отдать кому-либо предпочтение. Захватывающее зрелище. Хотя итальянцы и французы выполняли пилотаж на легких учебно-тренировочных «Макки» и «Альфа-Джет», а наши на боевых МИГ-29 и СУ-27. Я однажды имел удовольствие слетать в группе «Русские витязи» и понимаю, насколько трудно управлять многотонной машиной, постоянно держа интервал 3 метра».

                                                                                                                               

Ближе к обеду огромная территория авиасалона стала напоминать шумную, красочную, непрерывно вращающуюся ярмарочную карусель. Где-то высоко покачивались и   кружились аэростаты, воздушные шары и змеи, народ выстраивался в очереди за пи­вом, жевал бутерброды, перелистывая на ходу раз­дающиеся бесплатно рекламные буклеты и всякий раз при нарастающем гуле моторов задирал голову вверх, где одни воздушные мастера сменяли других.

                                                                                                                           

Александр  Салмин.

       Жуковский – Ахтубинск.

                                                                                                                    

  Август 2003года

 

(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт)

                                                                                                                  

                                                                                    

                                                                               

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *