Чтобы не наступать на ржавые грабли

     В журнале «Автошкола» №7 (июль 2012 года) была опубликованы статья «Мы наступаем на ржавые грабли», в которой приводятся обнародованные ГИБДД  данные о состоянии аварийности в нашей стране за 2011 год и первые 4 месяца 2012 года.

Так вот, результаты эти – неутешительные. А если смотреть правде в глаза – просто ужасающие. Как будто не было переломных тенденций 2010-2011 гг., когда казалось, что усилия, предпринятые и властью, и общественными организациями, стали превращаться в реальные сохранённые жизни, сбережённое здоровье. В прошлом году кривые смертности и травматизма поползли вниз. Казалось: внедряя новые стандарты дорожной безопасности, вкладывая в головы кандидатов в водители истинные ценности, мы приближаемся к лучшим европейским и мировым показателям.

А в итоге наступили даже не на старые, а на ржавые грабли. Мы вернулись к показателям начала и середины 2000-х, когда за год на дорогах страны погибало население целого небольшого города. Причём, что самое удивительное (и самоубийственное), — рост числа ДТП с участием пьяных водителей.

Что стало причиной этого? Пока специалисты разбираются, мы вспомним ещё раз об ответственности учителей за своих учеников. Как писал Сент-Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили»».

Исходя из этих, как указывается в статье, печальных данных, хотелось остановиться на качестве подготовки водителей на примере самой востребованной в настоящее время категории «В» — водители легковых автомобилей и грузовых с разрешённой максимальной массой до 3,5 тонн. Примерная программа водителей ТС категории «В» утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2011 года № 636. Программой предусмотрен минимум теоретических занятий в количестве 106 часов, куда входят предмет «Основы законодательства в сфере дорожного движения» — 48 часов, «Устройство и техническое обслуживание ТС» — 15 часов, «Основы безопасного управления ТС» — 18 часов и ПМП – 24 часа. Теоретические занятия завершаются итоговой аттестацией – 1 час. На итоговой аттестации, из опыта передовых автомобильных школ, для успешной сдачи экзамена в ГИБДД предлагаются 2 билета по 20 вопросов, на которые кандидат в водители обязан ответить без единой ошибки. На экзаменах в ГИБДД предлагается 1 билет с 20 вопросами, где допускается для успешной сдачи не более двух ошибок Жёсткость внутреннего экзамена даёт 100% уверенность сдачи экзамена в ГИБДД.

Согласно программе, кандидат в водители обязан отработать 50 часов практического вождения автомобиля к 106 часам теоретических занятий, итого примерная программа состоит из 156 часов. При наличии автотренажёров в учебной организации 6 часов из 50 отрабатываются на автотренажёрах и 44 на автомобилях. При отсутствии тренажёров все 50 часов отрабатываются на автомобилях, при этом проводятся 4 контрольных проверки по 1 часу. Каждая учебная организация вправе и обязана на основании примерной программы разработать рабочую программу, но изменить количество часов в сторону уменьшения – запрещено. То есть 106 теоретических часов и 50 часов практического вождения – это минимум при подготовке водителей категории «В». По желанию учащихся количество часов может быть увеличено за дополнительную плату. Это в основном часы вождения автомобиля, как показывает практика. Дополнительные часы кандидат в водители может брать после того, как будут отработаны все часы, отведённые по программе. Стоимость одного часа, в зависимости от разработанной калькуляции, составляет от 300 до 500 рублей за 1 час. Чем больше база, тем больше затрат на её содержание и тем выше часовая ставка. И вот опять возникает вопрос. Многие частные школы, как в Астраханской области, так и у наших соседей в Волгоградской области, обучают водителей при стоимости от 10000 до 15000 рублей. Если отбросить 106 часов теоретической подготовки, то один час вождения, даже при стоимости обучения в 15000 рублей стоит 300 рублей. А где остальные 106 часов теории, где работают преподаватели, мастера, обслуживающий персонал, где коммунальные, эксплуатационные расходы? Если это подготовка по принципу самоподготовки, то такие кандидаты в водители представляют свидетельства подготовки водителей категории «В», а программа у нас в стране единая, о которых говорилось выше. Плохие дороги, дисциплина водителей на дороге, пьянство за рулём, затяжной процесс по самоподготовке в Госдуме нашей страны, которую необходимо категорически запретить, это важные факторы аварийности. Но, всё же, качество подготовки водителей остаётся на совести учебных организаций, ведущих эту подготовку. Здесь уместна русская поговорка – «бесплатный сыр только в мышеловке». Всем гражданам необходимо уяснить, что чем ниже стоимости обучения, тем ниже качество подготовки. Каждый должен насторожиться и задать себе вопрос, враг ли он сам себе и особенно окружающим его людям. А что происходит на дорогах нашей страны, мы видим с телеэкрана. Редко проходит выпуск новостей без первой новости об автокатастрофах, где гибнут взрослые и дети. Даже материалы с первыми лицами нашей страны уходят на второй план. Всё это присуще и нашему городу, а те люди, преподаватели, которые десятки лет занимаются подготовкой водительских кадров, вкладывая в это дело всю свою душу и умение, оказываются в ранге кляузников, людей выступающих против развития бизнеса, людей неспособных работать в конкурентной среде, не понимающих демократических преобразований и людей, добивающихся монополизации в сфере подготовки водительских кадров. Эта статья направлена для тех, кто желает получить водительское удостоверение. Прежде, чем пойти в ту или иную школу, поинтересуйтесь, кто Вас будет учить, чему Вас будут учить и на какой базе, пройдитесь по учебным аудиториям, посмотрите на автомобили, на учебный автодром, ознакомьтесь с ценой и из чего она складывается. Или хотя бы подойдите к информационному щиту и ознакомьтесь со всеми материалами, которые там есть. А наличие информационного стенда с материалами является обязательным лицензионным требованием для каждой учебной организации. Если нет достоверной информации, значит, в самом начале Вас пытаются увести в сторону от реальной действительности. Помните, что автомобиль остаётся средством повышенной опасности. А если этим транспортным средством управляет водитель со слабыми знаниями Основ законодательства в сфере дорожного движения и тем более со слабыми навыками в вождении автомобиля, эта опасность увеличивается во много раз. Берегите себя и всех окружающих Вас участников движения, включая пешеходов.

 

 

 

Начальник Ахтубинской автошколы

ДОСААФ России Н.В. Черменцев

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *