Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
История

История

Муниципальное образование «Ахтубинский район» является визитной карточкой Астраханской области, ее воротами, которые открыты для всех, кто хочет самостоятельно пройти по современному шелковому пути в Азию. Район занимает выгодное положение по отношению к другим территориям Астраханской области. Он расположен в северо-восточной части Астраханской области на левобережье реки Волга. На севере граничит с Волгоградской областью, на востоке с Казахстаном, на западе с Черноярским, на юго-западе с Енотаевским районами области, пто позволяет грамотно и эффективно строить экономические отношения и налаживать партнерские связи с соседями по региону.

Общая площадь земель в административных границах Ахтубинского района составляет 781134 га.  Сегодня  на его территории проживает 71009 человек. По административно-территориальному делению район включает в себя 43 единицы, в том числе: 1 город областного подчинения, 2 поселка городского типа, 12 сел, 31 хутор и разъезд.

История создания Ахтубинского района (ранее Владимировского), как административно-хозяйственного центра, относится к 20-30 годам XX столетия. В 1931 году при проведении нового административно-территориального деления РСФСР Владимирский (ныне Ахтубинский) район вошел в состав Нижневолжского (Сталинградского) края, а в 1947 переведен  в состав Астраханского округа. В 1943 году Астраханский округ был переименован в Астраханскую область. Районным центром является г. Ахтубинск, удаленный от г. Астрахани на 292 км.

В силу исторических условий края и его почвенно-климатических особенностей объективно сложилось так, что основными видами деятельности его жителей на протяжении веков являлось пастбищное скотоводство, ткачество, гончарное дело, выделка кожи и овчин, позже – литье и обработка железа, изготовление предметов домашнего обихода.

В XVII столетии, в связи с открытием соляных промыслов на озере Баскунчак, возрос приток оседлого населения – выходцев из центральных областей России и Украины. В свою очередь приток этого населения привел к тому, что началась распашка земли для выращивания ржи, проса, овса, ячменя, а также бахчевых и овощных культур.

В 1882 году была построена железная дорога, соединившая озеро Баскунчак с Владимировской пристанью. Для транспортировки соли к волжской речной артерии. Развитие производства и необходимость сбыта готовой продукции привели к использованию различных видов речного и гужевого транспорта.

В 30-е годы XX столетия в сельском хозяйстве и рыболовстве изменились формы организации руда. Стали организовываться колхозы, коллективные артели и бригады. В 1936 году завершилось строительство консервного завода во Владимировке. Уже на следующий год завод дал первую продукцию из сырья местных садов и огородов, а затем перешел к переработке мяса и рыбы. В 1940 году для подготовки кадров при судоремонтных мастерских была создана первая школа фабрично-заводского обучения (ФЗО). В селах открывались общеобразовательные школы, медицинские пункты, клубы, библиотеки. В районе стали традиционными ярмарки, спортивные состязания, праздничные демонстрации и народные гуляния. В 1941 году заработали кирпичный и черепичный заводы, которые сразу дали первую продукцию. В течение сорокового и первой половины сорок первого года были открыты цех по изготовлению веревки из дикорастущей конопли, цех гипсовых изделий, цеха по выделке кожи и овчин и кондитерских изделий. Мясокомбинат, чтобы иметь гарантированное сырье в течение всего года, организует в своем составе одну животноводческую и две птицефермы.

Мирный труд жителей района прервала война.

За годы Великой Отечественной войны в ряды Советской армии было призвано все мужское население с 1896 по 1927 годы рождения и девушки (по путевкам комсомола) – с 1920 по 1925 годы рождения. Всего было призвано в армию 18245 ахтубинцев.

Жители района активно участвовали в патриотическом движении по сбору средств и отправки на фронт посылок бойцам – защитникам Сталинграда. Одних только новогодних и первомайских подарков отослано свыше 500. К 25-й годовщине Великой Октябрьской революции был организован обоз в 60 подвод с праздничными подарками защитникам Сталинграда.

Осенью 1941 г. Во Владимировку из Москвы был эвакуирован аэроклуб им. Чкалова, который занимался подготовкой летчиков для формировавшихся на территории Владимировского района авиационных полков.

Одной из важнейших задач военного периода была организация бесперебойных перевозок военно-стратегических и хозяйственных грузов. Особое место в этом важном деле занимал речной и морской флоты. Суда приходилось вести под обстрелом фашисткой артиллерии, под бомбами, по участкам, усеянным минами. Более 300 судов погибли на Волге. Работники ахтубинского судоремзавода вместе с речниками обеспечивали безопасность и исправность флота, проявляя при этом мужество и отвагу.

Но основная тяжесть всех перевозок легла на железные дороги.  В связи с тяжелой ситуацией на фронте, осенью 1941 года было принято решение о строительстве железной дороги на Сталинградском направлении. Сроки устанавливали фантастически короткие. До 1 января 1942 года предстояло сдать первую очередь железнодорожной магистрали. Она должна была связать Сталинград с Кавказом и Закавказьем, а также среднеазиатские Республики. Самый большой участок предстояло построить Владимировскому району. Из сел Владимировка, Покровка, Пологое Займище и других, ежедневно на стройку выходило до 8 тысяч человек. 70% из них работающих – женщины и дети. Строительство шло в очень тяжелых условиях, под непрерывными налетами фашисткой авиации. Люди трудились по 10-12 часов в сутки. Ценой героических усилий железнодорожная ветка Сталинград (Паромная) — Владимировка была сдана досрочно. Эта магистраль связала Заволжье со Сталинградом и всем правым берегом Волги. Она получила название «женской». Жители района строили оборонительные сооружения, выполняли военные заказы. На строительстве укреплений и военных объектов участвовало 7 тысяч 865 человек Ахтубинского района.

Ахтубинцы чтят память погибших земляков. В селах и поселках района установлены памятники и обелиски с фамилиями не вернувшихся с войны. В городе Ахтубинске на площади «Победа» сооружен мемориальный комплекс, на мраморных плитах которого высечены имена воинов — ахтубинцев, погибших на полях сражений. Каждая фамилия увековечена в «Книги Памяти». За мужество, отвагу и героизм в боях за Родину 7 ахтубинцев удостоены звания Героя Советского Союза. Более 500 наших земляков награждены орденами и медалями Советского Союза.

Начавшийся в 1945 г. переход народного хозяйства на  «мирные» рельсы, повсеместно  завершился уже в 1946 году. Важнейшим событием, сыгравшим определяющую роль в судьбе послевоенной Владимировки, явилось перебазирование сюда в 1947 году воинских частей и подразделений 2-го Управления Государственного Центрального полигона. В настоящее время ГЛИЦ им. В.П.Чкалова является градообразующей организацией.

Ахтубинский район входит в число лучших муниципальных образований Астраханской области. Он обладает достаточным сырьевым, производственным и человеческим потенциалом. Это выражается в добыче полезных ископаемых и их переработке, развитии обрабатывающих производств, переработке и распределении электроэнергии, газа и  воды, наличии специалистов высокого класса и учебно-производственной базой для их подготовки.

На севере района, в границах Северо-Верблюжьей и Верблюжьей площадей открыто нефтяное месторождение. По состоянию на 1 января 2011 года балансовые запасы нефти на Верблюжьем месторождении по категории А+В+С12 составляют 17,532 млн. тонн.

Крупные запасы соли, отсутствие вскрышных работ, открытый способ разработки и развитая транспортная инфраструктура позволяют рассматривать Нижнебаскунчакское месторождение, как одно из крупнейших в России и ближнем Зарубежье. Не меньшую гордость вызывает Баскунчакское месторождение гипса, отличающееся своими запасами и качеством сырья. Содержание кальция в местном гипсе достигает 98%.

На территории района расположено локомотивное депо Верхний Баскунчак Астраханского отделения Приволжской железной дороги — филиал ОАО РЖД. Оно обеспечивает грузопассажирские перевозки, хозяйственные и маневровые работы на участках Астраханского, Волгоградского и Саратовского отделениях дороги.

В Ахтубинском районе находятся особо охраняемые государством территории: «Богдинско-Баскунчакский» заповедник, памятники природы, леса первой категории, нерестилища осетровых рыб, уникальный растительный и животный мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ахтубинский район традиционно считается аграрно ориентированным. Если взглянуть на его территорию с высоты птичьего полета, то глазам открывается обширная панорама, представляющая собой огромные площади орошаемых и еще только готовящихся к распашке земель. Своеобразие местного климата позволяет заниматься овощными культурами с ранней весны до поздней осени. В разных уголках страны хорошо известны астраханские арбузы. Так же успешно здесь выращивают перспективные сорта картофеля и лук, причем его площади под капельным орошением, являются самыми крупными в России.

Если оценивать экономический индекс развития района по пятибалльной шкале, то ему с уверенностью можно поставить оценку «отлично»- даже в годы кризиса удалось избежать резких скачков и перекосов, не допустить обвала социально-экономической сферы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *