Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
«Звездный налет». Двадцать лет назад специалистами института был проведен уникальный летный эксперимент

«Звездный налет». Двадцать лет назад специалистами института был проведен уникальный летный эксперимент

        16 августа 1983 года на мор­ском полигоне «700» войсковой части 15650 был проведен уни­кальный летный эксперимент: так называемый «звездный налет» — нанесение массированного залпо­вого ракетного удара по авианос­ному соединению с пуском пяти ракет. Экипажами дальней авиа­ции с самолетов ТУ-22М и ТУ-16 произведен залповый пуск трёх ракет Х-22Н по цели 710 и двух ракет К-10С по цели 706.

            Накануне этих событий мне и Чигрину В. С., впоследствии став­шему старшим преподавателем Харьковского авиационного учи­лища, было присвоено очередное воинское звание. Согласовав с начальником отдела Волосковым Ю. Н. традиционный план меро­приятий, естествен­но включавший товарищеский ужин, мы начали готовиться к нему. Однако присут­ствовать на нем не пришлось. По­ручив принимать поздравления своему коллеге Соловьеву А. И., я вместе с помощником Сычевским Ю. П. убыли в командировку в Полтаву на постановку задачи. После чего Александр Иванович накануне пусков вместе с опера­тивной группой вылетели на само­лете АН-26 в Форт-Шевченко, с посадкой в п. Гвардейском, где должны были взять на борт руко­водителя работ Главного штурма­на ВВС Шабунина Александра Ивановича, который отдыхал вмес­те с Главкомом в Судаке. Прождав после хорошего обеда в летной столовой более трёх часов, мы уже начали терять надежду, как увиде­ли старенькую «Волгу», а в ней сердитого Шабунина, который еще больше нахмурился, когда узнал, что нет «добра» на вылет. Схватив телефон, он позвонил в центр управления воздушным движением со словами: «Антипов, если я че­рез 20 минут не взлечу, то по при­езду в Москву оторву тебе голову». Подойдя к Александру Ивановичу, с которым я был в хороших отно­шениях (Уже позже, при встречах в Главном штабе ВВС, каждый раз он задавал вопрос: «Как, ты еще не подполковник?», понимая под ним своё обещание о досрочном присвоении мне воинского звания за работы, речь о которых пойдет ниже) спросил: «Обедал ли?»

После взлета, перекусив, Александр Иванович начал свой рассказ, как начальник Крымского полигона подсунул старую «Волгу» и молодого водителя, который где-то на перекрестке свернул не в ту сторону, и они объездили пол-Крыма, прежде чем попали в Гвардейское. Приземлившись в Форт-Шевченко около девяти вечера, мы были встречены командиром части Царьковым В. Г., славившимся своим гостеприимством. Уха из осетрины под кизлярский коньяк завершилась ночным купанием в Каспийском море.

Но уже в четыре часа утра мы были в Бузачах, где нас ожидал ответственный руководитель в/ч 21239 Евсюк Л А. с докладом о готовности трассово-измеритель­ного комплекса к работам. Надо отдать должное специалистам этого управления, перебросившим в район учений не один эшелон техники и выполнившим большой объем работ для обеспечения исследований. Необходимость обеспечения безопасности выдви­нула особые требования к связи, позволяющей оперативно влиять на ход летного эксперимента, для чего была прикомандирована рота тропосферной связи.

После получения доклада от экипажей самолетов и наземных средств сопровождения и регист­рации о готовности, на заданном рубеже было выдано разрешение на выполнение залпового пуска, который прошел точно в назначен­ное время. Через одну минуту после пуска был поднят самолет для осмотра мишеней, и по докладу с борта вертолета представителя полигонной службы Воронина А. С. все ракеты прямым попаданием поразили цель. Были поражены 710, 706 и 709 мишени.

                                                                                                 

Танкер «Большевик Рахула Ахундов» после списания выступал в роли надводной мишени. Типа «Ленин», построен в 1935 г. на верфи завода «Красное Сормово». Принадлежал Каспийскому пароходству, был приписан к порту Баку, регистрационный номер М-6537. На заднем плане «истерзанный ракетами» танкер «Валерий Чкалов». Морской полигон Бузачи, 1968 год.

Отслеживая регистрируемые параметры ракет в ходе автоном­ного полета, был отмечен срыв «захвата» на участке пикирования одной из них. Но об этом было приказано «молчать». После док­лада Главкому ВВС Кутахову П. С. руководитель работ объявил бла­годарность составу КП, обеспечи­вающему управление данным лет­ным экспериментом.

Описанный выше летный экс­перимент явился следствием событий, развивавшихся годом раньше. В ходе англо-аргентинского конфликта из-за Фолк­лендских островов в мае 1982 г. был потоплен английский эсми­нец «Шеффилд» К дан­ному конфликту был проявлен большой интерес специалистов по анализу и оценке тактики действия авиации на море. По существую­щей на тот период доктрине борь­бы с авиационными управляемыми системами вероятного противника имелось секторное распределение зон ответственности между под­водным, надводным флотами и авиацией ВМФ и ДА. В зависимо­сти от театра военных действий этот сектор для авиации составля­ет 30-120°.По мнению специали­стов, тактика применения авиации в условиях сильного противодей­ствия ПВО вероятного противника и необходимость получения мак­симальной эффективности системы К-22, состоящей на тот период на вооружении, требовали увели­чения количества ракет в залпе. Система К-22, прошедшая госу­дарственные испытания в 60-х годах, позволяла формировать залп только из ограниченного ко­личества ракет при их групповом применении, что не отвечало тре­бованиям времени.

К этому периоду между нашим институтом и центром боевого применения (ЦБП) авиации ВМФ шла переписка о необходимости увеличения количества ракет в залпе. Имелся ряд технических и организационных проблем, кото­рые требовали исследований и разрешения.

            Разработанная мною и от­правленная на согласование про­грамма вернулась вместе с Ди­рективой ГК ВВС, предписывающей 8 ГНИКИ совместно с БП ВВС и ЦБП авиации ВМФ провес­ти исследования: в соответствии с утвержденной программой. От­ветственным от 8 ГНИКИ был назначен ведущий инженер Гоменюк А. И , от БП ВВС старший штурман-инспектор Егоров В. Е. и старший летчик-инспектор Печейкин А Д., от Николаевского ЦБП авиации ВМФ старший инженерДроздов Ю.

Было получено разрешение Генерального штаба на работу бортовых РЛС и аппаратуры наведения ракет на боевых частотах.

            Исследования проводились в 2 этапа. На первом, выполнено два групповых вылета в составе авиационного полка, вооруженного самолетами Ту-22М, в варианте загрузки с одной и двумя ракетами Х-22М и один вылет в составе авиационной дивизии — тактическое нанесение группового удара по морскому полигону «700». При организации этих исследований за 10 минут до развертывания самолетов в боевые порядки, в сторону южных границ СССР выполнялись тактические пуски парой самолетов 22М и Ту-16 под прикрытием восьми са­молетов РЭБ для дезинформации наземных постов разведки и РТР, находящихся на территории Ирана и Турции.

Второй этап состоял из наземных исследований и летных испытаний. Наземные исследования проводи­лись автором этих строк и пред­ставителем Николаевского ЦБП на базе Полтавского авиационного полка с помощью доработанной КИУ (контрольно-измерительной установки) ВКР-ПМГ, которая ис­пользовалась для моделирования помеховых сигналов. Были иссле­дованы частотные характеристики аппаратуры наведения первого боекомплекта ракет, участвующих в полетах, и бортовых РЛС само­летов. Выполнены необходимые доработки аппаратуры наведения ракет, направленные на снижение взаимовлияния в автономном полете. После чего перешли к летной части исследований, пре­дусматривающей 6 групповых вылетов в составе 3-6 самолетов ТУ-22М с ракетами Х-22Н в раз­личных боевых порядках. В этих полетах использовалось приспо­собление, разработанное и изго­товленное моими учителями Во­рошиловым Б. В. и Удодовым В.А., позволяющее одновременно рабо­тать под самолетом-носителем на излучение двум ракетам, правда, при этом пришлось дать расписку старшему инженеру Воздушной армии Быкову А. Г. за безопасность полетов. Второй этап исследова­ний завершился 26 августа 1982 года залповым пуском 3-х ракет Х-22Н с дальности, ограниченной возможностями полигона в/ч 15650, по цели. Результат пуска — прямое попадание всех ракет.

В организации описанных ра­бот большую помощь оказывали генералы Паньшиинский В. А. и Инюшин О Б. Основные трудности при выполнении исследователь­ских полетов были в своевремен­ной доставке и расшифровке бор­товой и телеметрической инфор­мации для принятия решения на очередной вылет. В этих целях был выделен самолет АН-26 для доставки материалов регистрации, поэтому приходилось постоянно летать за ними по маршруту Пол­тава — Ахтубинск — Полтава. Были обработаны километры пленок ФАРМ и САРПП телеметрических записей. В течение месяца после успешного выполнения работ в Полтаве шла отработка акта и рекомендаций строевым частям, являющимся одним из разделов акта. Акт был доставлен на само­лете в сопровождении старшего штурмана дивизии Чистякова Г. А.

            Подписание акта начальниками управлений и института прошло без существенных замечаний, од­нако утверждение акта Главкомом ВВС состоялось только в ноябре 1983 года.

За эти работы целый ряд спе­циалистов нашего института были награжден ценными подарками и грамотами от Главкома ВВС, в частности я награжден именными часами «Полет».

В декабре 1982 г. состоялось совещание у командующего ДА Решетникова В. В., на котором при­сутствовали представители всех заинтересованных организаций, от института участвовали начальник 2 Управления Бетехтин П. Н. и ав­тор, где обсуждались результаты испытаний и проблемные вопросы, связанные с взаимовлиянием на предельных дальностях пуска, результатом которого явилось решение по организации и прове­дению «Звездного налета».

Вызывает сожаление то, что данный уникальный летный экспе­римент не нашел должного юриди­ческого оформления и остался только в памяти людей, участво­вавших в нем.

Лауреат Государственной премии, Почетный радист РФ, полковник запаса

А.И.Гоменюк

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *