Рожденные летать

ГЛИЦГосударственный летно-испытательный центр им. В.П.Чкалова – старейшая в стране испытательная организация ВВС, с  богатой историей и боевыми традициями. В разные годы она носила различные наименования, но неизменными оставались высокий профессионализм летного состава, его преданность делу и гордость за принадлежность к прославленному объединению.  Ни одна боевая крылатая машина, не поступает на вооружение ВВС, пока не пройдет летные испытания на базе Ахтубинска и не получит свой сертификат «зрелости». В истории объединения героические перелеты М.М. Громова из Москвы в Пекин и В.П.Чкалова в Америку. Летчики-испытатели участвовали в воздушных боях в небе Испании и на Холкин — Голе, отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. В годы войны на базе НИИ были сформированы и отправлены на фронт 3 истребительных авиационных полка тяжелых бомбардировщиков, один авиационный полк штурмовиков, разведывательная авиаэскадрилья, 3 батальона аэродромного обслуживания. За вклад в разгром фашистских оккупантов и работу по испытаниям в 1944 году институт был награжден орденом Красного Знамени. В рядах проходили службу 92 Героя Советского Союза ( 5 из которых, дважды Герои Советского Союза) и 21 Герой России. В мирное время боевыми орденами награждено более 3000 военнослужащих.

Официально свою историю объединение ведет с 21 сентября 1920 года, когда  молодое правительство Страны Советов принимает решение создать на месте Ходынского поля Опытный аэродром Главвоздухфлота.  Но еще раньше, в 1910 году, московское общество воздухоплавателей основало на нем первый в России аэродром.

В 1926 году Опытный аэродром преобразован в научно-испытательный институт ВВС РККА, а в 1932 году перебазирован в район станции Чкаловская ( на Щелковский аэродром).

Очередное переименование происходит накануне войны, в октябре 1940 г. Теперь он носит название Научно-испытательный институт ВВС Красной Армии (НИИ ВВС КА). В мае 1944 года происходит формирование Государственного научно-испытательного института ВВС Красной Армии (ГНИИ ВВС КА) на основе объединения НИИ ВВС КА, НИИ специальных служб ВВС КА, НИИ авиационного вооружения КА.

Создание в сентябре 1946 года в составе Государственного Центрального полигона (ГЦП) Министерства Вооруженных Сил СССР 2-го управления по испытаниям ракетных вооружений для ВВС самым непосредственным образом повлияло на будущую судьбу института и стало новым этапом в его развитии. В августе 1947 года в слободу Владимировка, на полевой аэродром времен войны, находившийся возле старого кладбища, перебазируется 27- й отдельный смешанный испытательный полк. Это явилось точкой отсчета для формирования в будущем  ахтубинского гарнизона. Позже, в мае 1949 года, 2-е управление ГЦП  преобразуется в 6-е управление ГК НИИ ВВС, которое в июле того же года перебазируется из села Пологое Займище в слободу Владимировка. С мая 1950 года оно носит название 4-й научно-исследовательский полигон ВВС.

В 1947-1948 гг. на хуторе Леонов создается первая измерительная база «Луна». В 1948 году активно ведутся испытания самолета – снаряда «ФАУ-1» и авиационной торпеды «Хеншель Н-36».

Для обеспечения предстоящих испытаний в 1956 году проведены структурные изменения в испытательной организации, НИП ВВС №4 преобразуется в Государственный научно-испытательный институт ВВС.

В период с 1945 по 1952 гг. были испытаны трофейные реактивные самолеты Ме-262, Ме-163, Ар-243, первые отечественные реактивные самолеты: МиГ-9, Як-15, Су-9, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, первые вертолеты-Г-3, Г-4, Ми-1, Ми-4, Як-100, Ка-10, самолеты: Ла -9, Ла-11, Ла-200, Су-12, Ту-4, Ту-14, Ту-16, Ту-70, И-320, , Як-18, Як-23, Як-25,, Ил-12, Ил-14, Ил-28.

В 1956-1960 гг. в институте ведутся эпохальные испытания стратегической крылатой ракеты «Буря». Осенью  1958 года за  ее пуском со стартовых площадок на хуторе Леонов-«Луна» наблюдал первый секретарь ЦК КПСС  Н.С.Хрущев, специально приехавший для этого вместе с Главкомом ВВС маршалом авиации К.А.Вершининым на полигон Грошево.

К концу 50-годов возникают новые задачи — совместная отработка самолетными системами в комплексных летных испытаниях. С этой целью продолжает совершенствоваться организационно-штатная структура ГК НИИ ВВС и в мае 1959 года создается Управление испытаний комплексов перехвата и самолетов-истребителей, которое совместно со специалистами ГОСНИИ №6 по ракетному вооружению начинает испытания новых комплексов перехвата Су-9, МиГ-21, Су-11.

В период с 1953 по 1960 гг. были испытаны самолеты: Ту-95, М-4, Ту-114, Як-12, Як-27, вертолеты Ми-6, Ка-15, Ка-18.

В декабре 1960 года руководством Вооруженных Сил и ВВС страны принимается решение по укрупнению института и созданию на базе Государственного Краснознаменного НИИ ВВС единого испытательного центра.  В него вошли 6 Государственный НИИ ВВС (Ахтубинск), 8 Летно-испытательный центр ВВС ВМФ (Феодосия, поселок Кировское), Воздухоплавательный научно-испытательный исследовательский центр (Вольск). С октября 1963 года  институт стал именоваться 8 ГНИКИ ВВС. В шестидесятые годы в институте постоянно проводится летная подготовка экипажей космических кораблей и испытания средств жизнеобеспечения и спасения космонавтов: катапультные кресла, скафандры и другое оборудование, для экспериментов привлекались парашютисты – испытатели для парашютной подготовки будущих космонавтов. В 1966году начались государственные испытания системы, предназначавшейся для спасения экипажа космического корабля при возникновении аварийной ситуации, как на старте, так и на активном участке траектории.

В январе 1967 года институту присвоено имя Валерия Павловича Чкалова.

21 сентября  1970 года за большие заслуги в деле развития испытания авиационной, космической  техники и в ознаменование 50 — летия 8 ГНИКИ ВВС им В.П.Чкалова награжден орденом Ленина. Спустя полгода институт посетили первые лица государства. Делегацию возглавлял генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев. Вместе с ним в официальных мероприятиях, предусматривающих наземный показ авиационной техники на аэродроме и имитацию воздушного боя на полигоне Грошево, приняли участие Председатель Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный и председатель Совета Министров СССРА.Н. Косыгин, Министр Обороны, маршал Советского Союза А.А. Гречко и другие официальные лица.

В августе 1972 года все научно-испытательные управления ГНИКИ ВВС перешли на новые штаты. Сформирован центр подготовки летчиков –испытателей.

В 70-80 годы личный состав института принял участие в испытаниях самолетов: МиГ-23, Миг-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, Ту-22М, Ту-95МС, Ту-142, Ту-160, Як-38, Ил-76М, Ил-78, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-124, Ан-225, Ми-8МТ, Ми-24, Ми-14, Ми-26, Ка-27, Ка-29, испытания в атмосфере воздушно-космических самолетов систем «Спираль» и «Буран». На эти годы, приходится самые интенсивный и плодотворный, с точки зрения  качества и количества испытанной и принятой на вооружение авиационной техники третьего и четвертого поколения, период испытательной работы. Всего же было проведено более 11000 испытаний. Большинство самолетов и вертолетов, испытанных в те годы,  модернизированы в настоящее время и продолжают успешно эксплуатироваться.

В декабре 1990 года ГНИКИ  ВВС переименован в Государственный летно-испытательный ордена Ленина Краснознаменный центр Министерства обороны СССР им. В.П.Чкалова (ГЛИЦ),а  с 1992 года он носит свое нынешнее название ГЛИЦ Министерства обороны Российской Федерации им. В.П.Чкалова.

Несмотря на сложное экономическое положение в стране в девяностые годы, которое самым непосредственным образом отразилось на боеспособности Вооруженных сил и их качестве, в ГЛИЦ были испытаны Су-27М, МиГ-29М, МиГ-31М, Су-30, Су-33, Ил-80, Ил-82, М-17, Ка-31. Всего проведено 3000 испытаний авиационной техники.

10 мая 1996 года, в ходе предвыборной кампании, Ахтубинск посетил президент РФ Б.Н. Ельцин.

На аэродроме ГЛИЦ им. В.П.Чкалова он принял участие в торжественной церемонии вручения государственных наград летчикам-испытателям центра. К сожалению, пагубные процессы, затронувшие всю Россию в те годы, не обошли стороной и испытательный Центр. Его структура и штатная численность постоянно подвергалась изменениям. Были сокращены два авиационных полка, ниже допустимого предела уменьшилась численность некоторых подразделений. А в последующем некоторые из них так же были сокращены.

В настоящее время структура Центра оптимизировалась и позволяет выполнять поставленные перед ним сложные задачи по испытаниям перспективных авиационных комплексов нового поколения.

За период с 2000 по 2009 годы в ГЛИЦ проведены испытания следующих авиационных комплексов: Су-27ИБ, Су-27СМ, Су-27КУБ, Су-24М2 и Су-24МК2, Су-30 и его модификаций, МиГ-АТ/УТС, Миг-29СМТ, МиГ29К/КУБ, МиГ-31БМ, Ил-76МФ, Ил-76МД-90, Ан-70, Як-130, вертолетов Ми-34, Ми-28Н, Ми-35М, Ка-52, АНСАТ-У, легких самолетов и дельталета, дирижаблей, пилотируемых тепловых и газовых аэростатов.

В центре ежегодно проводится более 200 самостоятельных испытаний с выполнением не менее 1500 полетов. Ведутся научно-исследовательские работы, в том числе НИР в воздухе, направленные на совершенствование методического обеспечения испытаний перспективной авиационной техники и вооружения.

15 мая 2010 года ГЛИЦ им В.П. Чкалова — первому из частей ВВС, вручено боевое знамя нового образца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *