17 апреля 2013г. исполнилось 75 лет со дня образования Берлинского орденов Суворова и Богдана Хмельницкого отдельного смешанного авиационного полка, правопреемницей которого является смешанная авиационная эскадрилья ЛИЦ войсковой части 15650.
Ветераны полка прибыли на юбилей из различных городов : Казань, Москва, Волгоград, Ставрополь, Первоуральск, Брянск. Были гости из Белоруссии.
Как полагается в военной организации торжество началось с построения, на котором начальник ГЛИЦ им.Чкалова Герой России генерал-майор Бариев Р.А. вручил медали, ценные подарки, грамоты ветеранам и военнослужащим части. Возложив венки к памятной стелле, все присутствующие почтили память воинов отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. На торжественном вечере многие выступающие вспомнили славный путь полка и его людей, которые на протяжении 75 лет прославляли это авиационное подразделение. А вспомнить действительно есть что!
Сформированный на аэродроме Сиверская Ленинградской области как 35 скоростной бомбардировочный полк на самолетах СБ в 1939 году, он уже в следующем году в сентябре 1939 г. в составе 5 эскадрилий принимал участие в освобождении Западной Украины и Белоруссии. С декабря 1939 года активно участвовал в боевых действиях против белофинов. В этот период командиру 1 эскадрильи капитану Саранчеву Николаю Георгиевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Начало Великой Отечественной войны полк встретил на аэродроме Тарту, и в первый же день сделал два групповых вылета с аэродрома подскока под Ригой на бомбардировку г. Кенигсберг. В последствии полк принимал активное участие в сдерживании наступления фашистских войск, а затем и прорыве блокады Ленинграда. В составе второй воздушной армии первого Украинского фронт уже на самолетах Пе-2 а в Львовско-Сандомирской операции, в боях по разгрому противника в Берлинской операции, освобождении Праги. Полк был награжден орденами Суворова III степени и Богдана Хмельницкого II степени. В боях с белофинами и фашистскими захватчиками полк потерял 122 самолета, погибло 238 человек личного состава.
В послевоенные годы полк базировался в Венгрии, а затем в г. Мелитополь, где перевооружился на самолеты Ту-2. В 1948 г. перебазировался на аэродром Багерово и вошел в состав испытательного полигона ВВС, где в его штат была включена транспортная эскадрилья на самолетах Ли-2.
За период с 1948 по 1972 год полк принял участие в разработке и испытаниях:
— более 10 типов специзделий;
-12 типов самолетов-носителей;
— 8 типов специальныхбоевых частей для авиационных ракетных комплексов;
— провели испытания 10 типов самолетов – заборников проб воздуха и их дополнительного оборудования;
— летные экипажи выполнили более 1000 полетов наотбор проб воздуха при проведении испытаний специзделий на отечественных полигонах и по контролю за иностранными ядерными взрывами.
За мужество и героизм проявленные при проведении испытаний специзделий летчикам-испытателям подполковникам Головашко Ф.П. и Мартыненко В.Ф. присвоены звания «Герой Советского Союза». Полк принимал участие в испытаниях первых советских атомных бомб РДС-1и РДС-2, первых воздушных испытаниях атомной бомбы РДС-3, испытаниях термоядерного оружия, радиоактивных веществ, единственной в мире «супербомбы». В полку испытывались и эксплуатировались самолеты Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ил-28, Ту-154, Ту-104, Ан-12, Ан-12 ППС, Ил-14, Ан-24, АН-26, Ан-72, вертолеты Ми-4, Ми-8.
Экипажи Анронова А.В., Атаманчук А.А., Савчук В.Г., Лабецкого А.И. принимали участие в обеспечении боевых действий в Афганистане. После Чернобыльской катастрофы экипажи Лаптева А.А., Савчук В.Г., Бутакова А.С., Акимова И.Б. на самолете Ан-24 РР выполняли полеты на определение доз заражения воздуха над 4 энергоблоком. Командир полка Кунеевский В.В. в декабре 1988 г. на самолете Ан-12 одним из первых совершил посадку на аэродроме г. Спитак после землетрясения с грузом гуманитарной помощи. За период с 1991 по 1992гг. в полку было установлено 52 мировых рекорда на самолетах Ан-12, Ан-72. Немало воспитанников полка достигли высоких командных должностей и почетных званий.
1 августа 1997г. полк был реформирован и преобразован в отдельную смешанную авиационную эскадрилью. 1 мая 19998 года в соответствии с директивой Главного штаба ВВС отдельная смешанная авиационная эскадрилья была расформирована. Часть авиационной техники и личного состава вошли в состав войсковой части 18374 как подразделение — смешанная авиационная эскадрилья. Личный состав смешанной авиационной эскадрильи, которая является преемницей 35 и 75 авиационных полков, продолжает свято чтить и преумножать традиции ветеранов.
Мы от всей души поздравляем всех однополчан с юбилеем, желаем крепкого здоровья, счастья, благополучия и мирного неба над головой.
Ю.В.Маргашов
Служил в полку 10 лет. Год в вертолётной эскадрильи, потом в ТЭЧ, в 1-й группе. Обидно, что полк расформировали. На парады выносились знамёна только 3-х воинских частей, одно из них наше. Майор вн. сл. Васильев Игорь Иванович (воинское зв. ст. л-нт). Приветствую всех сослуживцев и однополчан.
Ю.В.Маргашову.
А почему вы забыли, или скромно умолчали тот факт, что 75 осап «дитя двух родителей» — 35 багеровского полка и 27 осиап, из состава которого были выделены несколько эскадрилий и был организован транспортный полк. А уж затем ему отдали звучное название расформированного багеровского полка. Свою историю надо знать уважаемые коллеги из братского полка.