МАКС: показать и на других посмотреть

  Любой авиасалон, будь то Фарнборо,  Ле-Бурже или наш МАКС, преследует, прежде всего, коммерческие цели. Само собой, никто не экономит на пиаре. Тут ведь главное — блеснуть оперением. Поэтому нынешний МАКС-это, прежде всего, бизнес, упакованный в этикетку яркого, красочного шоу. Разворачивают ее обычно прилюдно, чтобы дать возможность насладиться зрелищем, а вот содержание, с соответствующими вкусовыми ощущениями, уж извините, доступно избранным. Король Иордании Абдулла II очень интересовался российскими комплексами ПВО С-300, но публично было заявлено только о поставке двух наших Ил-76МФ. А вот постоянный партнер России-Индия своих пристрастий не стесняется. И правильно делает. Ряд контрактов, подписанных с «Рособоронэкспортом», позволит ей существенно продвинуться в укреплении собственной авиационно-технической базы. И это не только закупка МиГ-35 (усовершенствованный МиГ-29 М/М2 ), но и лицензионное производство авиадвигателей.

Думаю, начинка организаторам пришлась по вкусу. Судя по некоторым прикидкам экспертов, общая сумма сделок, которые, вероятно, должны были заключиться на МАКСе, оцениваются в 1,5 млрд. долларов.

Не остались в проигрыше и многочисленные посетители авиасалона. Они уж точно получили МАКСимум удовольствия. Где еще в таком диапазоне представлен весь спектр боевой авиационной техники. Хочешь — изучай, расспрашивай. Самые любознательные толпятся возле Су-30 МК, выстраиваются в очередь, чтобы хоть на минуту побывать в его кабине и вновь пережить  так знакомые, особенно мальчишкам, с детства чувства. Есть желание — просто ложись на траву, что и делало большинство, и наблюдай воздушные кульбиты лучших пилотажных групп мира. Благо, посмотреть было на что. Ну, разве не чудо — виртуозное исполнение командиром итальянских пилотов Массимо Тамаро в небе Жуковского фигуры в виде сердца, пронзенного стрелой французского капитана Кристов Пера на современном «Мираж-2000». Я уже не говорю о наших «Русских витязях» и «Стрижах». В этом году они базировались тут же в Раменском. В первую очередь для того, чтобы воочию можно было наблюдать одновременный взлет Су-27 и заодно уже на земле пообщаться с мастерами пилотажа. Да, такая возможность предоставлялась всем желающим. Но прежде « Русские витязи» подошли к своим коллегам — ахтубинским испытателям. И не только они одни, но об этом чуть позже.

Очень много любопытного демонстрировалось в павильонах ведущих авиастроительных фирм страны и представительствах авиакомпаний мира. Вас встречают, как будто вы потенциальный покупатель, вручая прайс-лист и дайджест. Увы, обнаружив в карманах лишь мелочь, приходится любезно извиняться за несостоявшуюся покупку. С другой стороны, кто его знает, может и затерялся где-нибудь рядом скромный госслужащий по фамилии Корейко. А если серьезно, то на стендах некоторых отечественных научно-производственных объединений демонстрировались разработки, по большому счету не имеющие аналогов в мире. Так что за державу не обидно. Нам есть, что показать, но не все. Например, в Минпромэнерго посетовали, что из-за режима секретности более трети заявленных к экспонированию технических новинок пришлось снять с показа.

Впрочем, впечатлений и от увиденного хватает. Тонкий, дразнящий обаяние аромат жареного мяса длинным соблазнительным шлейфом стелется к демонстрационной стоянке авиационной технике. Кто-то не выдерживал, предпочитая все-таки шаурму, барбекю и горячие бутерброды. Между нами, тоже оказался один такой, решивший без изысков просто отведать горячую сосиску. Но когда узнал, что ее стоимость у разбитного разносчика «всего лишь»  80 рублей, решил умерить свой аппетит. Таких сюрпризов на МАКСе тоже хватало, но больше всего запомнились другие. Расстарались суховцы, решив не ограничиваться  одним воздушным шоу. Фирменные шоумены предлагали поучаствовать в конкурсе боди — арта. Желающих предостаточно, главное соблюсти условие — предстать перед художником в купальнике. Никаких обнаженных тел. Если хочешь запечатлеться на память на фоне современного Су, пожалуйста. Причем, на фото вы уже стоите на самолете в момент его полета. Ближе к обеду народу становится  больше. Нам повезло. В отличие от москвичей и гостей столицы, преодолевших многочасовые пробки на дорогах и долгое стояние в очереди на досмотр личных вещей, два самолета ГЛИЦ им. Чкалова приземлились прямо на аэродром Раменское. Так что обошлось без формальностей. Тем лучше, больше времени осталось на полезное знакомство с лучшими представителями мира авиатехники. Они все на виду, словно на параде. Есть что — то притягательное в этих стальных стервятниках, такое, от чего трудно глаз оторвать. На правом фланге наш красавец богатырь стратегический бомбардировщик Ту-160 с именной надписью на борту. С противоположной стороны, там, где в основном представлены пассажирские лайнеры и самолеты бизнес — класса, вполне комфортно расположился его визави американский B-1B. Такой же «смуглый», как и рейнджеры, несущие охрану своей стоянки. Внимание к нему повышенное, впрочем, как и к остальной технике.  Американцы охотно идут на контакт, соблюдая дистанцию и давая понять, что просто выполняют свою работу.

-Почт 50 лет назад мы барражировали над Атлантикой, фотографировали ваш авианосец Хитти-Хок, — заинтересовавшись услышанным,  я подошел поближе к ограждению, отделяющему бомбардировщик от зрителей. Шеф-пилот B-1B, взяв фотографии из рук нашего ветерана, внимательно рассматривал их. Действительно, перед Ту-95 в  то время ставились такие задачи. Симпатичная переводчица  пояснила жест бывшего советского летчика — щелчок по горлу, т.е. дринк. «Когда к нам приближались истребители, сопровождавшие авианосец,- продолжил тот, -мы показывали: давай выпьем, и ваши пилоты охотно кивали головой». Вот так, оказывается, по-русски, без дипломатов, можно договориться с кем угодно.

Удивительных, запоминающихся встреч на МАКСе было достаточно. Но настоящим центром притяжения авиационной элиты стало открытое шале, в котором ахтубинские испытатели проводили своеобразный прием своих коллег, товарищей по летному делу, ветеранов проживающих в других городах. Вот, уж, где, действительно, можно было увидеть цвет советской и российской авиации. Перечислять всех Героев Советского Союза и России, пальцев на руках не хватит. И какие имена: Бежевец А.С., Микоян С.А., Маликов И.И., Пугачев В.Г., Чиркин В.М., Диордица Н.Ф., позже к ним присоединились выполнившие показательные полеты Квочур А.Н.и Вотинцев И.В. Начальник ГЛИЦ Герой России Трегубенков Ю.П. выступая на правах хозяина, был радушен, встречая гостей. Правда, обязанности носили формальный характер, и он с удовольствием поделился ими с Клишиным Ю.П., ныне начальником ЛИИ им. М.М.Громова. Бывшему начальнику центра не привыкать быть в центре внимания, особенно за последнее время. После того, как Президент РФ В.В. Путин поддержал идею создания особой  зоны, , на территории ЛИИ, Клишину приходится принимать одну делегацию бизнесменов за другой. Приятный симптом. «Российская газета», характеризую его как человека без страх и упрека, пишет: «При всем желании за ним трудно найти следы финансовых скандалов, которые потрясли оборонные структуры в смутные 90-е годы». Добавлю от себя, уж  если с чем везет ГЛИЦ, так это с командирами.

И еще о некоторых наблюдениях, в большей степени касающихся сюрпризов, ранее заявленных организаторами. Французы так и не представили на статических стоянках «Мираж-200», предоставив возможность наблюдать его в небе. Превосходная машина. С потрясающими маневренными качествами. Мы же по-прежнему летаем на модернизированных Су27 и МиГ-29, причем успешно доводя их до совершенства. МиГ-29 ОВТ с изменяемым во всех плоскостях вектором тяги, вытворял такое, что казалось, законы аэродинамики ему не писаны. В прошлом летчик ГЛИЦ Сергей Богдан выступал, точнее не придумаешь, на Су-27 СКМ, иначе трудно вообразить, как можно выполнять почти фантастические фигуры, разворачиваться на воздушном пятачке, нырять, срывая скорость, и вновь парить, зависая в облаках. Естественно к нашему «шалашу» он тоже подошел. Тактично отказавшись от характеристики «Миража», передал привет ахтубинцам. Поданные на десерт вареные раки и астраханские арбузы на время переключили внимание окружающих в радиусе 50 метров от увлекательного шоу. Пусть завидуют. Мы знаем, как удивлять, в небе и на земле.

 

Александр Салмин

(Ссылка на автора обязательна)

Август-сентябрь 2005 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *