Первым делом самолеты

Именно они оказались в центре внимания авиационной выставки «Асы второй мировой войны»

На монинском аэродроме, выстроившись в ряд, застыли в немом строю винтокрылые ветераны. С одной стороны — грустно, а с другой, глядя на самолеты прошлых  времен, испытываешь чувство необыкновенного уважения, любопытства и отчасти восхищения. Вот она, краса и гордость советской страны, отчаянные забияки, и солидные тяжеловесы второй мировой войны. Истребитель Ла-5, по достоинству оцененный нашими летчиками за скорость и маневренность. По своим летно-техническим характеристикам в конце войны, он превосходил самолеты люфтваффе, полностью доминируя в воздухе. Кто-то из экипажа нарисовал на нем скрипичный ключ и ласково назвал «Смуглянкой». Действительно, глядя на этот истребитель, хочется затянуть: «Как-то летом, на рассвете, заглянул в соседний сад, там смуглянка  — молдаванка собирала виноград». Кстати, маэстро Утесов подарил летчикам два Ла-5, назвав их «Веселые ребята». Вот такие музыкальные машины громили врага. И совсем по-другому смотрится бронированный штурмовик Ил-10М, или скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40), раритет, как любят говорить, «покрывший себя неувядаемой славой» на Халхин — Голе и в небе Испании. Еще одна легенда-разведчик, легкий бомбардировщик и штурмовик Р-5 ОКБ Поликарпова. Как тут не вспомнить челюскинскую эпопею, в спасательной операции которой он принял самое непосредственное участие. Затем была война. На нем летали первые Герои Советского Союза Каманин, Слепнев, Доронин, Молоков, Водопьянов, Леваневский, Лепядевский и, конечно же, летчик-испытатель Громов, в общем-то, и поставивший его на крыло.

Да, в первую очередь с такими удивительными раритетами, не хочется говорить экспонатами, так как все самолеты долетели до аэродрома своим ходом, встречались все, кто посетил историческую выставку «Асы второй мировой войны», составной частью которой стало авиашоу «Легенды мировой авиации». В числе счастливчиков и небольшая группа из Ахтубинска, которую возглавляли зам. начальника ГЛИЦ им. В.П. Чкалова Герой России полковник Маликов И.И. и заместитель по воспитательной работе полковник Терновой И.И. Мне, возвращавшемуся с сыном из отпускного тура по Москве, повезло. Удачное стечение обстоятельств и, конечно, большое желание позволили влиться в коллектив и своими глазами увидеть происходившее  в этот день на аэродроме музея авиации в Монино. Рассказывать о мерах предосторожности не буду, они закономерны. Длинная вереница сотрудников МВД, вперемежку с десантниками, вытянувшимися вдоль длинной пешеходной дорожки, досмотр в кабинке с металлоискателем, не считая кинологов с собаками, все это дань нашему общему спокойствию. Другое дело сама авиавыставка, позволяющая почувствовать связь времен и авиационных эпох. Постепенно, переходя от экземпляра к экземпляру, представленных на обозрение крылатых машин, встречаешь знаменитый «ишачок», так когда-то любовно называли И-15 БИС, вступавшего в Испании порой в неравные схватки с фашистскими «мессерами». Модернизированный самолет испанские комарадос окрестили по-свойски «Чатос». Интересен И-15, в качестве исторического факта и тем, что для полетов на нем сына Сталина Василия специально была проведена доработка кабины, в целях безопасности она стала двухместной. Пара юных мотористов ловко раскручивает лопасти, и на наших глазах музейный экспонат буквально через мгновенье взмывает в небо. Ничего себе старичок, такие виражи закладывал на нем пилот из Питера Владимир Артикульный. А затем наступил черед виртуозов поднебесья. Сначала, над развалившимися в креслах многочисленных кафешек зрителями, ударяя по перепонкам тугой волной звука, низко пронеслась шестерка МиГ-29. Пилотажная группа «Стрижи», узнаваемый почерк. Их не с кем не спутаешь. Рисунок птицы, распластавшей свои крылья, четко виден с земли. Диктор тотчас объявляет: «Расстояние между самолетами 3 метра. Заход и роспуск» Действительно здорово, даже дух захватывает. «Как эти парни красивы,- снова раздается голос из репродуктора. -20 июля 2005 года Указом Президента РФ командир пилотажной группы Дятел награжден орденом Мужества. Слава военно-Воздушным Силам страны!» «Слава! Ура!» — подхватывают призыв тысячи голосов. Перестроение, и следует очередной заход «пеленгом», затем «ромбом», увенчавшийся брызгами салюта. Взглянув на сына, я понял, что такие мгновения уж точно останутся в его памяти надолго. «Стрижей» сменили «Русские витязи» — так оно и есть, настоящие богатыри на голубых красавцах Су-27 и тот же восторг, и то же упоение от завораживающей картины воздушной эквилибристики. Пилотажную группу «Беркуты», состоящую из четверки вертолетов Ми-24, приходилось наблюдать впервые. Как только не называли этот вертолет: и «крокодилом», и «летающей крепостью», неважно, главное, он заслужил признательность десятков тысяч воинов, выполнявших приказ Родины в Афганистане, точно бил по базам террористов на Кавказе. Очень слаженным выглядело звено Ми-24 и в подмосковном небе.  Воздушное шоу продолжалось. Его участниками стали члены сборной России по пилотажному спорту на Су-29 и Су-26, кстати, им управляла женщина, мастер спорта Светлана Капанина, которая судя по всему может не только коня на ходу остановить.

Но интерес присутствующих, в том числе и нашей группы, вызвало не только авиашоу, хотя по зрелищности ему нет равных. На большой территории музея ВВС представлено более 100 летательных аппаратов. Тут и гиганты, способные затмить любое воображение, не говоря уже об их способности наводить ужас на противника. Чего стоит только один ударный стратегический бомбардировщик М-50, неимоверной даже по авиационным меркам величины. А рядом с ним, не менее грозный бомбардировщик Т-4, названный «русским чудом» или «соткой» Сухого П.О., к сожалению так и не вставший в боевой строй.  Если бы такое случилось, мы могли опередить своих конкурентов на Западе, на много лет. Трудно было пройти и мимо турболета, этакого скрещенного керогаза с аэродинамической трубой. На первый взгляд, очень несуразная конструкция. Но судя по прилагающейся к нему аннотации, турболет создан ЛИИ МАП в 1958 году для исследования в полете особенностей устойчивости и управляемости вертикально -взлетающих летательных аппаратов. Исходя из того, что вскоре родилась целая серия самолетов Яковлева, с задачей он справился. В павильоне мы с удовольствием осмотрели экспозицию, на которой были представлены одни из первых летательных аппаратов: «Вуазен» и «Илья Муромец» -отечественный самолет –гигант, первый в мире четырехмоторный бомбардировщик. Большинство же посетителей толпились возле Ла-7. Возможность пройти через демонстрационный мостик и заглянуть в кабину самолета, на котором сражался трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, не упускал никто. На стенде, сопровождающем экспозицию, было написано, что 16 мая 1965 года он посетил со своим сыном музей. «Через 20 лет произошла волнующая встреча летчика со своим самолетом». А в книге отзывов есть его запись: « Очень приятно было встретить самолет Ла-7, на котором я закончил свой последний бой путь в небе над Берлином, сбив 61-й и 62-й фашистские самолеты».

Завершая осмотр летательных аппаратов, уже на открытой площадке, мне подумалось, а ведь большая часть представленных здесь самолетов проходила испытания в нашем Государственном летно-испытательном центре им. В.П.Чкалова. Мысль вполне закономерная, учитывая, что скоро-21 сентября, юбилей, ему исполняется 85 лет. И вполне возможно, в следующей пятилетке сбудется мечта многих испытателей, мы, наконец, получим свой, пусть не такого масштаба, музей авиации. В конце — концов, заслужили.

 

Александр Салмин

(Ссылка на автора обязательна)

Август 2005 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *