Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
Александр Саввич Бежевец — герой                                      арабо — израильской войны

Александр Саввич Бежевец — герой арабо — израильской войны

                       

В конце мая 1999  года состоялось важное событие для личного состава в/ч 18374. Встречались ветераны по случаю 40-летия образования своей части. Летчики и техники, инженеры и служащие, а также представители промышленности общались между собой, вспоминали, делились впечатлениями. В этот день мне удалось встретиться и поговорить со многими сослуживцами, с которыми я когда-то работал в период с шестидесятых по восьмидесятые годы. Особо теплая встреча у меня произошла с Александром Саввичем Бежевцом, Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем страны, генерал-майором в отставке. Познакомились мы в 1959 году, в год образования части. Окончив ВВИА им. Жуковского, он был направлен в 1-ое управление ГК НИИ ВВС, на должность помощника ведущего инженера в отдел определения летно-технических характеристик самолетов. До академии Александр Саввич служил летчиком в строевых частях ВВС, и его никогда не покидало желание возвратиться в летный строй. Разрешение было получено, и после успешного прохождения медкомиссии он приступил к летной подготовке. Экзаменовал его начальник службы летных испытаний 1-го управления полковник Василий Гаврилович Иванов. Пройдя проверку в небе Бежевец был допущен к полетам по программе летчиков-испытателей. Это был большой успех -после длительного перерыва снова вернуться к летной работе в качестве испытателя. По натуре он был пунктуальным человеком и командиром, никогда не менял своего решения, сочетая требовательность со справедливым отношением к подчиненным и товарищам. К летно-испытательной работе он относился очень серьезно и будучи начальником 1-го  управления был строг к нарушителям летной дисциплины.

Вспоминается мне одно серьезное испытание самолета МиГ-21 по проверке устойчивости работы силовой установки при пуске неуправляемых реактивных снарядов С-24, с использованием противопомпажных систем КС-1, где я был ведущим инженерам по летным испытаниям, а Бежевец ведущим летчиком.

Программой летных испытаний было определено выполнение 42 полетов. Все они были сложными и опасными. Целью задания ставилось определение границ по высоте, скорости и режимам работы силовой установки при залповом пуске неуправляемых реактивных снарядов С-24. Полеты осложнились и тем, что происходило много помпажей силовой установки с остановкой двигателя, и это требовало от летчика большого внимания и четких действий, ибо летчик был ограничен по времени и высоте полета. Практически все полеты прошли без происшествий, четко выполнялись все действия, предписанные летчику инструкцией. В этих испытаниях Бежевец оценивал еще и приемистость двигателя при посадке с уходом на второй круг. При посадке режим двигателя убирался до легкого газа, и после касаний колесами посадочной полосы режим двигателя в темпе приемистости увеличивался до максимального. Самолет делал небольшую пробежку по полосе и вновь взлетал, уходя на второй круг. Эти полеты наблюдал главный инженер ГК НИИ ВВС генерал — майор Яковлев. В одном из полетов Александр Саввич после выполнения задания на стрельбу снарядами С-24 на полигоне, выполнил еще шесть посадок со взлетом и уходом на второй круг. Это показалось главному инженеру подозрительным, и он после полета спросил у летчика:

-Почему вы сделали столько взлетов и посадок?

Бежевец ответил, что он летает всегда до минимального остатка топлива, оговоренного инструкцией, а количество взлетов и посадок — оговорены заданием.

Александр Саввич Бежевец совместно с другим ахтубинским летчиком — испытателем Николаем Ильичем Стоговым принимал самое непосредственное участие в арабо-израильской кампании. На самолете МиГ-25РБ он совершил более 10 вылетов на разведку. Неоднократно предпринимались попытки сбить его самолет истребителями противника «Фантом» и «Мираж» и зенитно-ракетными установками «Хок».

Имея большую по тому времени скорость полета — около 3 тысяч км/час и значительный практический потолок — более 25000 метров, советский самолет-разведчик был неуязвим для противника.

За испытательную работу и успешное выполнение правительственного задания Александру Саввичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Бежевец командовал первым управлением ГК НИИ ВВС, и под его руководством, при личном участии было проведено множество летных испытаний самолетов фирм «Микояна» и «Сухого». Он внес большой вклад в создание, развитие и оснащение наших ВВС самолетами второго и третьего поколений.

Ныне Александр Саввич Бежевец на заслуженном отдыхе. Живет на Чкаловской.      

                                            

                                             Полковник-инженер в отставке  

                                             Юдин Юрий Михайлович                                                                                                                                                                                                                              

                                                        Июль 1999года

 

  

 

Один комментарий

  1. Сергей

    Совсем недавно из Египта. Учил арабов на «Алмазе». Но уже не как гражданин России. Там еще есть и наши «Мазы»,МИГи-21 уже под навесом в музее.А базу недавно убрали,передислоцировали.
    Летали с их летчиками.А мой Учитель незадолго до гибели Николая Ильича Стогова подписывал у него Методики летных испытаний..

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *