Сегодня исполняется 90 лет прославленному летчику – испытателю, Герою Советского Союза, почетному гражданину города Ахтубинска, генерал-лейтенанту в отставке Степану Анастасовичу Микояну.
Его отец — крупный партийно-хозяйственный руководитель Советского Союза – Анастас Иванович Микоян, а родной дядя слушатель академии Жуковского, авиационный конструктор, будущий основатель знаменитой фирмы «МиГ» – Артем Иванович Микоян. Когда рядом такие люди, когда в стране все увлечены авиацией, выбор профессии во многом предопределен. Поэтому сразу после окончания средней школы он вместе со своим другом Тимуром Фрунзе оказывается в Качинской авиационной школе пилотов. Прибыв туда 19 августа 1940 года, уже 5 сентября он приступил к полетам, а 24 октября вылетел самостоятельно на У-2. Когда началась войны, друзья успели освоить УТ-2 и И-16. Освоение управления истребителем в восемнадцать лет способствовало формированию у него качеств будущего летчика-испытателя. В январе 1942-го Степан Анастасович был ранен в воздушном бою, посадил горящий самолет, обгорел сам и сильно повредил ногу. После излечения летом 1942 года, Степан вместе со своим младшим братом Владимиром, уже ставшим летчиков, назначен в 434 полк, который вскоре был направлен снова на фронт, под Сталинград. Там Степан летал ведомым у командира полка, 23 летнего Героя Советского Союза Ивана Ивановича Клещева (полк был сформирован в основном из инструкторов Качинской летной школы). Впервые в жизни стрелять по цели ему пришлось в бою – по немецкой «раме», самолету-корректировщику Fw-189.
К концу войны Степан Анастасович – капитан, опытный летчик-истребитель. Потом следует учеба в Академии Жуковского, диплом с отличием, проект сверхзвукового истребителя. За период учебы освоены новые самолеты Ла-5 и Ла-7 и реактивные Як-17 и МиГ-9, а затем и МиГ-15. С таким уровнем теоретических знаний, летной подготовки можно было идти на испытательную работу. С 1945 по 1951 год он слушатель инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. Летом 1951 года Микоян назначается летчиком-испытателем отдела летных испытаний самолетов-истребителей 1-го управления ГК НИИ ВВС. О своей службе в Ахтубинске Степан Анастасович вспоминает с большой теплотой: «Коллектив летчиков-испытателей истребителей НИИ был особенным, с другим таким мне никогда не приходилось сталкиваться ни до, ни после. Очень дружный, сплоченный, в то же время строгий к тем, кто выходил из каких-то традиционных рамок товарищества и поведения. Можно сказать, что это было, настоящее братство. В нем прямо-таки господствовали чувство юмора и общительность. Конечно, кое-кто из летчиков был не прочь выпить, но, как правило, в меру и уж никак не в ущерб полетам. А уж если случалось кому-то выйти за допустимые границы – его брали «в шоры», а если не помогало, то ставили вопрос о переводе в другое место службы. Среди летчиков практически никогда не было ни «подсиживаний», ни столкновений на почве ревнивого отношения к поручаемым испытаниям или борьбы за первенство в проведении каких-то работ».
До настоящего времени Степан Анастасович в работе – на НПО «Молния», переводит на русский публикации на авиационные темы. В курсе всех проблем авиации. По просьбе редакции журнала «Авиапанорама» подготовил статью о сваливании и штопоре на гражданских самолетах (№ 1 за 2012 год).
Заядлый автомобилист, он уже более 70 лет за рулем, права получил в 1939 году. Нередкий гость на телевидении, особенно когда вопрос касается экспертной оценки авиационных или исторических событий. Написал книгу воспоминаний, пишет статьи в научные и общественно политические издания. Всегда готов подставить плечо в борьбе за интересы летчиков и авиации в целом. Являясь заместителем Генерального директора-заместителя Главного конструктора по летным испытаниям НПО «Молния» внес значительный вклад в программу «Энергия-Буран».
От имени личного состава ГЛИЦ им.В.П.Чкалова юбиляра поздравил начальник ГЛИЦ, Герой России, полковник Бариев Р.А. В обращении отмечается большой личный вклад легендарного летчика в дело совершенствования отечественной авиации и космонавтики. «Вас знают и помнят в институте, в котором Вы трудились более 27 лет плечом к плечу с летчиками, инженерами и техниками, испытывая новые образцы авиационной техники и вооружения. От души желаем Вам, Степан Анастасович, сохранить в душе задор молодости и творческий дух. Чистого и мирного неба. Большого человеческого счастья, крепкого здоровья, оптимизма, долгих лет жизни»,- говорится в поздравлении.