Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
Баскунчакские боевые верблюды Миша и Маша на почтовых марках России

Баскунчакские боевые верблюды Миша и Маша на почтовых марках России

К 80-летию победы в Великой Отечественной войне почта России, в серии животные на войне, выпустила марки с нашими верблюдами Мишей и Машей, везущих на фоне Бранденбургских ворот пушку с артиллерийским расчётом. Художник, изобразив животных, даже воспользовался их описанием.

Самец Мишка был высок ростом с белой шерстью (он на переднем плане марки), а его боевая подруга, своенравная и нервная Машка более миниатюрная и тёмной масти. Однако в этом году, при праздновании 80-летия Победы, прошло незамеченным 15-летие открытия в Ахтубинске памятника «Мы победили! От Баскунчака до Берлина».

9 мая 2010 года, к 65-летию Великой Победы, на площади Ленина установлен памятник, который в народе нередко называют «Памятник Верблюдам». Он представляет собой скульптурную композицию из фигуры сидящего бойца на привале, двух верблюдов и настоящей пушки образца 1942 года ЗИС-3. Конечно, памятник не верблюдам, а советским солдатам – нашим землякам, разгромившим фашизм. Официальное название его «Мы победили! От Баскунчака до Берлина» и посвящён он 902 стрелковому Берлинскому ордена Кутузова полку, который был сформирован в Астраханской области в 1942 году. Тяговой силой для артиллерии служили верблюды «призванные», в основном из Астраханской области, в том числе из посёлка Нижний Баскунчак.

В настоящее время на многих сайтах есть информация, как о нашем памятнике, так и героической истории 902-го стрелкового полка и, конечно, о верблюдах, которые в составе полка прошли почти 3 тысячи километров до самого логова фашистов – Берлина. Ещё в 2010 году журналист, поэт и писатель Фима Жиганец, он же Александр Сидоров опубликовал статью «Как верблюды Рейхстаг штурмовали», которую я, в основном, и использую в этом материале. Кроме этого, я черпал информацию из других сайтов, рассказывающих о боевом пути 248 стрелковой дивизии, в состав которой входил 902 стрелковый полк и воспоминания военнослужащих дивизии.

Идут кровопролитные оборонительные бои под Сталинградом, занят аэропорт Гумрак. В начале сентября 1942 года в посёлке Тинаки Астраханской области проходило третье формирование 248-й стрелковой дивизии. Она, до этого участвовала в Харьковской наступательной операции, обороне Москвы и понесла большие потери. В составе дивизии были 899, 902 и 905 стрелковый полк и другие подразделения (сапёры, пулемётный батальон, истребители танков, зенитно-артиллерийская батарея). Основой для формирования, в основном составили курсанты двух Астраханских пехотных училищ и Астраханской авиационной школы механиков. Ввиду специфики места формирования, личный состав представляли почти все народы СССР: русские, украинцы, белорусы, азербайджанцы, армяне, грузины, казахи, узбеки, татары, чуваши, калмыки, евреи и другие национальности. Владимир Успенский в своей книге «Тайный советник вождя» писал: «Не осталось лошадей в астраханских степях. На Дону, на Кубани, в Калмыкии – везде немцы. Пополнение из Казахстана, из Туркмении пришло вместе с верблюдами. И свои, астраханские верблюды имелись. Какая-никакая, а тягловая сила. Для артиллерии, для обозов. Куда же денешься, если нет ни коней, ни машин, ни тракторов». Старожилы нашего района рассказывали мне, что основной тягловой силой в те времена, да и долгое время после войны, в нашей местности были верблюды. Не в пример лошадям, которые плохо переносили жару и безводье. Всего было отобрано 350 верблюдов, в числе которых были и дикие, личному составу пришлось на месте обучаться управлению этими своенравными животными. Положительной же особенностью верблюдов было их мощь – вместо трёх пар коней запрягали двух верблюдов, а также их невозмутимость, при обстрелах врага и неприхотливость к воде и еде.

До ноября 1942 года дивизия занимала фронт под Астраханью, затем освобождение Элисты и Батайска. Наибольшие потери были при освобождении Ростова, когда её полки первыми ворвались в город. Кроме больших людских потерь (в дивизии осталось всего 1473 человека), погибло 90 процентов верблюдов. Однако наши герои-верблюды Миша и Маша, скульптуры которых установили в Ахтубинске остались живы. В Ростове дивизию доукомплектовали и снабдили техникой, но расстаться со своими боевыми друзьями-верблюдами бойцы не пожелали. Часть передали в хозвзвод, а баскунчакских Мишу и Машу оставили в артиллерии. История сохранила имена: командиром орудия, в котором они служили был сержант Григорий Нестеров, заряжающий татарин Кармалюк. Другие орудийные расчёты до 8 раз сменялись, кто-то погибал, был ранен, но этот расчёт освобождал Донбасс, Украину, Одессу, Кишинёв, Польшу и дошёл до Берлина. С ними дошли и верблюды Миша и Маша. 902 стрелковый полк не только дошёл, но первым пробился к имперской канцелярии и орудие сержанта Нестерова сделало первый выстрел по рейхстагу.

В статье «Необычные бойцы. Они прошли дорогами войны от Сталинграда до Берлина» Владимир Рощупкин – профессор Академии военных наук так описывает сержанта Григория Нестерова: «Бывший астраханский моряк, где бы он ни появлялся, всегда привлекал к себе внимание. Ещё бы: косая сажень в плечах, богатырская стать. Да ко всему ещё блондин с пышными усами, как у героев репинского исторического полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Два верблюда Маша и Миша вместе со своим расчётом без потерь дошли до логова фашистов Берлина. Существуют фотографии этих верблюдов в Берлине и у Бранденбургских ворот Берлина.

В киноэпопеи «Освобождение» Николая Озерова, в серии «Битва за Берлин» обыгрывается сюжет с верблюдами из Баскунчака. В кино пара верблюдов тянет пушку. «Откуда верблюды?» — спрашивает один из героев фильма. «С Баскунчака» — отвечает ему ездовой. Парочка верблюдов в Берлине привлекала всеобщее внимание и чтобы, как-то отметить их «героизм» Григорий Нестеров навесил ленты на верблюдов и «украсил» их всевозможными фашистскими орденами. «Ни один гитлеровский вояка никогда не мог получить столько. Голубые ленты, свешивались по обе стороны горба, завязывались под брюхом.

После капитуляции Германии Машу и Мишу временно разместили в Берлинском зоопарке, а в конце мая погрузили в специальный вагон и торжественно с музыкой отправили на заслуженный отдых в Московский зоопарк. Сводному полку 248-й стрелковой дивизии доверили принять участие в параде Победы союзнических войск СССР, США, Великобритании и Франции под руководством маршала Советского Союза Григория Константиновича Жукова, состоявшегося 7 сентября 1945 года в Берлине, у Бранденбургских ворот.

Ну, а теперь, о самом памятнике «Мы победили! От Баскунчака до Берлина». В статье Фимы Жиганец говорится, что мысль о создании памятника подал ветеран 248-й дивизии Николай Малых, воспоминания которого я цитировал выше. Он ещё в 2004 году «…написал письмо ахтубинской журналистке Валерии Астафьевой, к которому прикрепил редкое историческое фото с верблюдами на фоне Бранденбургских ворот, сделанное 2 мая 1945 года». Инициатором создания памятника 902-му стрелковому полку был мэр города Ахтубинска Аманга Нарузбаев, который много сделал для облагораживания города. К проекту и сооружению памятника привлекли волгоградских скульпторов и художников Василия Маринина, Петра Солодкова, Вадима Жукова и других. Памятник из современного материала керамопластика под цвет бронзы, который, по уверению создателей прочный и «хулиганостойкий». В центре композиции фигура красноармейца, присевшего на ящик с боеприпасами, на его коленях автомат ППШ. Как говорят, красноармейцу придали реальные черты командира орудия Григория Нестерова. Рядом стоит верблюд Мишка, попирающий копытом фашистскую свастику с орлом. Справа от него лежит верблюдица Маша, повернув голову на своего командира. Спины верблюдов покрыты попонами с надписью «Астрахань – Берлин» и «От Баскунчака до Берлина». Находясь возле памятника, понимаешь, что он не только дань уважения к терпеливым и послушным животным, стойко делившим с людьми все тяготы войны, но в основном людям, которые победили фашизм.

Несколько слов об орудии ЗИС-3, которое благодаря Миши и Маши произвело выстрел по Рейхстагу. 76,6 мм дивизионная пушка образца 1942 года, скорострельность 25 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 13290 метров, являлась самой массовой в годы Великой Отечественной войны. Специалистами многих армий была признана одной из самых гениальных конструкций того времени и ещё долго стояла, и до сих пор стоит на вооружении многих армий. В том числе, в российской армии применяется как салютная пушка при проведении праздничных мероприятий. Конкретно орудие, которое установлено в Ахтубинске, имеет дату выпуска 1944 год. Если к ней присмотреться пушка не раз участвовала в боях, и имеет множество следов ремонта от полученных повреждений.

В заключение могу сказать, что после Сталинградской битвы верблюдов стали массово «призывать», в некоторых источниках указано, что более 1000 верблюдов выполняли свою нелёгкую службу в боевых условиях под обстрелами, помогая нашим воинам. Указываются и клички нескольких верблюдов, которые запомнились нашим солдатам: Тамара – служила при полевой кухне, её научили громким рёвом призывать солдат на приём пищи. Кузнечик – быстро сообразил куда прятаться и при обстреле ложился в воронку от снаряда и скручивался калачиком, погиб в 1945 году в Прибалтике. Астраханец Иван Коротков, почему-то, называл своих верблюдами «Володьками».

Сергей Ефремов-Председатель клуба коллекционеров г. Ахтубинска, член МСК

(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт «Ахтубинский пилот»)

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *