Говоря о политической ситуации в Ахтубинском районе, ставшей в последнее время предметом жестких споров, дискуссий и неоднозначных заявлений, не хотелось бы преувеличивать значение субъективных факторов, исходя из того, что каждое действие, решение и явление в общественной жизни обусловлены причинно-следственными связями. История знает немало примеров, когда в основе конфликтов сторон лежали противоречия заложенные несовершенством правовых норм, действующими на тот момент юридическими соглашениями и всеми сопутствующими факторами. Наглядным подтверждением тому служит Федеральный закон №131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к реализации которого Астраханская область поспешно, в качестве пилотного проекта, приступила в 2005 году. Именно он, необкатанный, сырой и во многом непонятный сыграл свою роковую роль, сначала в разграничении уровней власти, а затем и политической, экономической, и финансовой борьбе муниципалитетов разных уровней за свое особое место в иерархии, сложившейся на тот момент в городе либо районе. Так было, когда городом руководил Михаил Михайлович Малаховский, так и осталось, когда к власти пришел Аманга Алинкалиевич Нарузбаев. Причем каждый из вновь избранных руководителей обладал своими представлениями о добре и зле, соответственно и выстраивал свою позицию по отношению к действующим органам власти в районе, линию поведения и управления городским хозяйством. Последние заявления мэра, крайне резкие и невыдержанные, его апелляции к общественному мнению и даже угрозы в адрес анонимных оппонентов, говорят о какой-то внутренней борьбе и даже неуверенности, причины которой нужно искать в замысловатых коллизиях человеческой души. Хочется верить, что г.Нарузбаев разберется в них самостоятельно, для главы района Виктора Ведищева пригласившего на пресс-конференцию ахтубинские СМИ важнее всего было внести ясность, как раз в те вопросы, которые почему — то так упорно обходил мэр. Прежде всего, это касается объединения исполнительных органов власти города и района. Таким правом местное самоуправление наделили поправки в Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Новые изменения позволят упразднить администрации муниципальных образований, являющихся административными центрами районов, и передать их полномочия администрациям муниципальных районов. Схема эта объективно должна устраивать всех участников политического процесса, потому что не выстроена под кого-либо и начнет работать только с нового созыва, то есть через 2 года, естественно, если нынешние депутаты обоих Советов поддержат изменения и внесут в Уставы города и района соответствующие изменения. Почти год назад депутаты районного Совета сделали первый шаг навстречу и внесли необходимые изменения в Устав МО “Ахтубинский район”. Депутаты городского Совета до сего дня никаких действий не предприняли.
— Я убежден, что такое объединение крайне необходимо и хочу объяснить населению, почему это нужно сделать. Только несколько примеров: Казалось бы, городская администрация должна быть заинтересована в том, чтобы развивалась инфраструктура и строилось жилье большими темпами, чем есть на сегодняшний день. Да, мы можем гордиться тем, что построен первый (пока один) дом в будущем молодежном поселке. Сейчас стоит вопрос о том, чтобы “войти” в федеральную и областную программы по предоставлению жилья детям-сиротам. Для этого нужно определиться с земельным участком, который будет использован для строительства жилья для этой категории граждан. Однако районная администрация уже дважды направляла письма в городскую администрацию, предлагая массивы, которые можно отвести под эти цели, но к сожалению пока никакого ответа не получено.
Аналогичная ситуация и с многодетными семьями. Напомню, это федеральная президентская программа, по которой для этих семей под строительство жилья должна выделяться земля. Обращения в мэрию о том, чтобы выделили свободные земельные участки (поставили подпись в акте) также остались без ответа. А ведь решения в данном случае нужно принимать очень быстро, программа формируется на 2013 год, и мы можем опоздать, так как на участке нужно построить коммуникации.
Если бы была одна власть, давно бы все согласовали и получили деньги из областного и федерального бюджетов.
Другой пример: сегодня возникают проблемы (и этот вопрос обсуждали с губернатором) по вводу газа в эксплуатацию. Чтобы пустить газ по сетям, проведенным в черте города, необходимо чтобы эти сети были приняты как законченный строительный объект. А без выделения земельного участка под ними газопровод не примут и, соответственно, не подадут газ.
Мы проводили большую работу, судились с минобороны, и в прошлый четверг суд второй инстанции принял решение в нашу пользу. Земли в центральной части города, за исключением м-на Лавочкина, м-на Восточный и Совхоза № 16, выведены из перечня собственности минобороны.
Что мы решаем в данном случае? Во-первых, вопрос с газификацией. Во-вторых, можем навести порядок с выделением земельных участков. В то же время мы решаем вопрос получения арендной платы (50% этих сборов идет в бюджет города, 50% — в районный бюджет). К тому же любой уважающий себя собственник того или иного строения в определенный период оформляет землю в собственность, и соответственно, платит земельный налог, который 100%-но уходит в городской бюджет. Но мы видим, что в прошедший четверг в Саратове в суде против районной администрации выступает городская администрация… Я, конечно, понимаю, что возникнет следующая аргументация: есть решение суда, где истцом выступала мэрия. По данному решению признано бездействие минобороны в плане передачи имущества в муниципальную собственность. В перечне имущества — 29 пунктов, один из которых – земля. Но когда мы посмотрели перечь, обнаружили, что земельный участок, обозначенный в исковом заявлении, имеет несуществующий (недействительный) кадастровый номер. Случайность ли это?..
По понтонному мосту на остров Петриков: я действительно обещал с помощью инвестора его установить. Но данный инвестор, который поставил аналогичный мост в Капустином Яре, получил неприятности из-за того, что в свое время была неправильно оформлена земля, было даже заведено уголовное дело, и слава Богу, что все благополучно закончилось. Чтобы не повторить ошибок на территории Ахтубинска, инвестор занимается выбором земельного участка, и опять акт выбора земельного участка городской властью не подписывается. Для чего это делается, не знаю.
Еще один сложный вопрос — по ахтубинским групповым водопроводам (который с 1 января передается в район). Самый идеальный вариант решения вопроса – объединить два существующих в городе водопровода в единую схему и централизованно обеспечивать население водой. Но ни на одно заседание по этому вопросу представители городской власти не пришли. Поэтому нам приходится идти по более тяжелому и менее перспективному пути.
И это только часть примеров, которые говорят о том, что если бы была единая власть, то многие проблемы и вопросы решались бы быстро, перспективно, своевременно и на пользу ахтубинцам. Поэтому в ближайшее время я подготовлю обращение к депутатам городского Совета с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в Устав МО “Город Ахтубинск”. Мое глубочайшее убеждение, что это нужно сделать в ближайшее время, до следующих выборов в органы местного самоуправления.