Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
Два проекта нового истребителя для ВВС России

Два проекта нового истребителя для ВВС России

Возможность разработки второго проекта самолета пятого поколения для российских военно-воздушных сил живо обсуждается в экспертном сообществе и СМИ. Аргументом «за» является необходимость конкуренции. Однако такое дублирование не всегда возможно и оправдано

Конкуренция или дополнение?

Инициатива разработки второго проекта истребителя пятого поколения принадлежит вице-премьеру правительства России Дмитрию Рогозину. Он с недавнего времени курирует оборонную промышленность. Идея прозвучала в феврале 2012 года, и успела обрасти некоторыми подробностями, пока не нашедшими официального подтверждения.

Некоторые специалисты полагают, что разработка проекта может быть поручена КБ Микояна. Это, впрочем, единственно возможный шаг: кроме КБ Сухого, которое уже занимается разработкой проектаТ-50 по теме ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), КБ Микояна – единственное бюро в России, теоретически способное разработать новый истребитель.

Говоря о такой разработке, Дмитрий Рогозин обосновал ее необходимость конкуренцией: «ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, должен поступить на вооружение ВВС РФ в 2016 году) должно быть два, а не один. Два, должна быть конкуренция«, — сказал вице-премьер на парламентских слушаниях в Совете Федерации.

Исторически ВВС СССР/России имели на вооружении одновременно не менее двух типов истребителей фронтовой авиации. Вместе с тем, в большинстве случаев эти машины не конкурировали, а взаимно дополняли друг друга. Это очень хорошо видно на примере сегодняшней пары МиГ-29/Су-27. Су-27 обладает большей дальностью полета, несет более мощное вооружение и радиоэлектронное оборудование. МиГ-29 легче, дешевле в эксплуатации и лучше приспособлен к базированию на полевых аэродромах.

Подобное «разделение ролей» имеется и на Западе: так, ВВС США содержат два типа истребителей четвертого поколения – тяжелый F-15 и легкий F-16. При этом ВВС США пошли на максимальную унификацию двух проектов, прежде всего, по силовой установке: одномоторные F-16 оснащены теми же двигателями что и двухмоторные F-15.

Два проекта ВВС США сохраняют и в пятом поколении: дорогой и тяжелый F-22 дополнит более дешевый и легкий F-35. Сохранить полную унификацию по мотору здесь не удалось, однако основной двигатель F-35А и F-35C – F135, является развитием созданного для F-22 двигателя F119, и во многом с ним унифицирован.

Одним из следствий известных событий 1990-х годов в России стало размывание структуры ВВС. В условиях хронического недофинансирования авиация была вынуждена выбрать в качестве перспективного один тип истребителя. Выбор пал на Су-27, обладавший более широкими возможностями и лучшими летными характеристиками по сравнению с МиГ-29.

В результате на поддержку и развитие парка МиГ-29 выделялось заметно меньше средств. Это привело к тому, что вместо изначально задумывавшегося соотношения численности 1:3 в пользу МиГ-29, сегодня оно составляет 2:3 в пользу Су-27, а с учетом серийного производства современных «истребительных» версий Су-27 для ВВС России – Су-27СМ3, Су-30М2, Су-35 – разрыв продолжает нарастать. Это положение сохранится и в перспективе: проходящий сегодня испытания Т-50 относится к классу тяжелых истребителей.

В дальнейшем это может вызвать неприятный перекос: в условиях предстоящего поступления на вооружение многих сопредельных государств «массового» истребителя пятого поколения F-35 и продолжения закупок в ряде случаев легких и средних машин четвертого поколения, Россия, лишившись парка легких машин, может оказаться в ситуации когда более-менее серьезный противник, даже уступая по общим военным возможностям, будет обладать превосходством в воздухе на данном конкретном театре военных действий.

В частности, это касается Дальневосточного ТВД, где ВВС сил самообороны Японии уже сегодня имеют численное преимущество над ВВС и авиацией ВМФ России.

Образ истребителя будущего

Таким образом, потенциальная ниша для «второго проекта пятого поколения» определена: это должна быть легкая машина, более дешевая и простая в сравнении с «продвинутым» Т-50.

«Легкая машина имела бы смысл только в случае серьезной унификации с тяжелым бортом (Т-50). В первую очередь, речь идет о двигателях, – считает военный эксперт Константин Богданов. – Если удастся сделать машину на одном «изделии 117″ или двигателе второго этапа для Т-50, то такой самолет мог бы быть востребованным не только в ВВС РФ, но и вовне. Однако там он столкнется с конкуренцией в лице F-35, который ко времени входа нашей легкой машины на рынок займет там самые интересные ниши».

По мнению Богданова, новая легкая машина может заинтересовать ВВС России: «В условиях, когда особого желания закупать МиГ-35 ВВС пока не проявляет, замена старых МиГ-29 на принципиально новый легкий истребитель потенциально была бы интересна».

Главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин сомневается во внутренних перспективах такой машины: «Насколько можно судить, утвержденная и принятая к исполнению Госпрограмма вооружений не предусматривает разработки второго проекта истребителя пятого поколения, помимо Т-50. В условиях, когда Минобороны предстоит израсходовать очень большие средства на доводку и запуск в серию Т-50 и серийное производство многих других машин, возможность такой разработки представляется довольно сомнительной».

Однако, по мнению Фомина, эта разработка нужна как для сохранения коллектива КБ Микояна, так и для того, чтобы не потерять международный рынок легких машин:

«Сегодня МиГ, входя в структуру ОАК, имеет и внешний заказ, и заказ в рамках ГОЗ, но с точки зрения новых проектов КБ находится в стагнации, этот проект необходим им для сохранения потенциала, как воздух. Он полезен также и для сохранения рынка легких машин, который в противном случае почти полностью будет отдан нашим конкурентам. Возможно, этот проект удастся реализовать в рамках международной кооперации, если под него найдется один или несколько партнеров, располагающих финансовыми ресурсами и заинтересованных в постройке подобной машины», – добавил Андрей Фомин.

Выводы таковы: проект легкой машины наиболее осмыслен при его максимальной унификации с Т-50, но это требование предусматривает разработку нового проекта коллективом Сухого. Таким образом, КБ Микояна вновь остается за бортом. Возможность же передачи соответствующей технологической информации и документов от компании «Сухой» к РСК «МиГ», пусть и входящих ныне в одну корпоративную структуру, равно как и объединение КБ Сухого и Микояна в единый инженерный центр тактической авиации, — предмет отдельного разговора.

Илья Крамник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *