Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
Юбилей Берлинского орденов Суворова и Хмельницкого авиационного полка

Юбилей Берлинского орденов Суворова и Хмельницкого авиационного полка

17 апреля 2013г. исполнилось 75 лет со дня образования Берлинского орденов Суворова и Богдана Хмельницкого отдельного смешанного авиационного полка, правопреемницей которого является смешанная авиационная эскадрилья ЛИЦ войсковой части 15650.

 

Ветераны полка прибыли на юбилей из различных городов : Казань, Москва, Волгоград, Ставрополь, Первоуральск, Брянск. Были гости из Белоруссии.

Как полагается в военной организации торжество началось с построения, на котором начальник ГЛИЦ им.Чкалова Герой России генерал-майор Бариев Р.А. вручил медали, ценные подарки, грамоты ветеранам и военнослужащим части. Возложив венки  к памятной стелле,   все присутствующие почтили память  воинов отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.  На торжественном вечере многие выступающие вспомнили славный путь полка и его людей, которые на протяжении 75 лет прославляли это авиационное подразделение. А вспомнить действительно есть что!

Сформированный на аэродроме Сиверская Ленинградской области как 35 скоростной бомбардировочный полк на самолетах СБ в 1939 году, он уже в следующем году в сентябре 1939 г. в составе 5 эскадрилий принимал участие в освобождении Западной Украины и Белоруссии. С декабря 1939 года активно участвовал в боевых действиях против белофинов. В этот период командиру 1 эскадрильи капитану Саранчеву Николаю Георгиевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Начало Великой Отечественной войны полк встретил на аэродроме Тарту, и в первый же день сделал два групповых вылета с аэродрома подскока под Ригой на бомбардировку г. Кенигсберг. В последствии полк принимал активное участие в сдерживании наступления фашистских войск, а затем и прорыве блокады Ленинграда.  В составе второй воздушной армии первого Украинского фронт уже на самолетах Пе-2 а в Львовско-Сандомирской операции, в боях по разгрому противника в Берлинской операции, освобождении Праги. Полк был награжден орденами Суворова III степени и Богдана Хмельницкого II степени. В боях с белофинами и фашистскими захватчиками полк потерял 122 самолета, погибло 238 человек личного состава.

В послевоенные годы полк базировался в Венгрии, а затем в г. Мелитополь, где перевооружился на самолеты Ту-2. В 1948 г. перебазировался на аэродром Багерово и вошел в состав испытательного полигона ВВС, где в его штат была включена транспортная эскадрилья на самолетах Ли-2.

За период с 1948 по 1972 год полк принял участие в разработке и испытаниях:

— более 10 типов специзделий;

-12 типов самолетов-носителей;

— 8 типов специальныхбоевых частей для авиационных ракетных комплексов;

— провели испытания 10 типов самолетов – заборников проб воздуха и их дополнительного оборудования;

— летные экипажи выполнили более 1000 полетов наотбор проб воздуха при проведении испытаний специзделий на отечественных полигонах и по контролю за иностранными ядерными взрывами.

За мужество и героизм проявленные при проведении испытаний специзделий летчикам-испытателям подполковникам Головашко Ф.П. и Мартыненко В.Ф. присвоены звания «Герой Советского Союза». Полк принимал участие в испытаниях первых советских атомных бомб РДС-1и РДС-2, первых воздушных испытаниях атомной бомбы РДС-3, испытаниях термоядерного оружия, радиоактивных веществ, единственной в мире «супербомбы». В полку испытывались и эксплуатировались самолеты Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ил-28, Ту-154, Ту-104, Ан-12, Ан-12 ППС, Ил-14, Ан-24, АН-26, Ан-72, вертолеты Ми-4, Ми-8.

Экипажи Анронова А.В., Атаманчук А.А., Савчук В.Г., Лабецкого А.И. принимали участие в обеспечении боевых действий в Афганистане. После Чернобыльской катастрофы экипажи Лаптева А.А., Савчук В.Г., Бутакова А.С., Акимова И.Б. на самолете  Ан-24 РР выполняли полеты на определение доз заражения воздуха над 4 энергоблоком. Командир полка Кунеевский В.В. в декабре 1988 г. на самолете Ан-12 одним из первых совершил посадку на аэродроме г. Спитак после землетрясения с грузом гуманитарной помощи. За период  с 1991 по 1992гг. в полку было установлено 52 мировых рекорда на самолетах Ан-12, Ан-72. Немало воспитанников полка достигли высоких командных должностей и почетных званий.

1 августа 1997г. полк был реформирован и преобразован в отдельную смешанную авиационную эскадрилью. 1 мая 19998 года в соответствии с директивой Главного штаба ВВС отдельная смешанная авиационная эскадрилья была расформирована. Часть авиационной техники и личного состава вошли в состав войсковой части 18374 как подразделение — смешанная авиационная эскадрилья. Личный состав смешанной авиационной эскадрильи, которая является преемницей 35 и 75 авиационных полков, продолжает свято чтить и преумножать традиции ветеранов.

Мы от всей души поздравляем  всех однополчан с юбилеем, желаем крепкого здоровья, счастья, благополучия и мирного неба над головой.

Ю.В.Маргашов

 

2 комментария

  1. Игорь Васильев

    Служил в полку 10 лет. Год в вертолётной эскадрильи, потом в ТЭЧ, в 1-й группе. Обидно, что полк расформировали. На парады выносились знамёна только 3-х воинских частей, одно из них наше. Майор вн. сл. Васильев Игорь Иванович (воинское зв. ст. л-нт). Приветствую всех сослуживцев и однополчан.

  2. Александр

    Ю.В.Маргашову.
    А почему вы забыли, или скромно умолчали тот факт, что 75 осап «дитя двух родителей» — 35 багеровского полка и 27 осиап, из состава которого были выделены несколько эскадрилий и был организован транспортный полк. А уж затем ему отдали звучное название расформированного багеровского полка. Свою историю надо знать уважаемые коллеги из братского полка.

Добавить комментарий для Александр Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *