Весной 1970 года мой авиаполк базировался на аэродроме Бени-Суэйф, в 170 км к югу от столицы Египта — Каира. Мы стояли на боевом дежурстве и помогали арабским летчикам защищать небо их страны. Наша задача состояла в том, чтобы не пропустить врага на Асуанскую плотину с севера-востока и Каир с юго-востока.
Однажды, при очередном воздушном бое между арабскими и израильскими летчиками, наше звено из четырех МиГ-21МФ подняли по тревоге. С земли нас навели на цель. В ходе боя мы разделились на пары, в моей паре были я и мой ведомый — Сокол Виктор. Надо заметить, что помимо самого воздушного боя, на нас давили и те непростые требования, которые были продиктованы политической ситуацией и нашим руководством. Этими требованиями были: на Суэцком канале не появляться, над каналом не летать, ближе 20 км к границе с Израилем не подходить. Нам запрещалось попадать в плен, при попадании в плен наша страна отказалась бы от нас, и мы никогда больше не увидели бы свои семьи. Для такого случая у каждого летчика был с собой пистолет и 4 магазина к нему…
Наша пара вышла на высоту 3000 м, и я увидел одиночную цель на дальности 3-3,5 км. Идем разомкнутым фронтом. Под крыльями наших МиГов ракеты Р-3С с тепловыми головками. От горячего песка головки ракет монотонно и непрерывно «гудят» в гермошлеме, а я должен услышать отдельный писк от двигателя «Миража», когда головка ракеты захватит его тепловое излучение, но почему-то нет писка. Ведомый слева, мы чуть выше цели, «форсажи» горят, давно прошли ограничение по прибору 1100 км/ч, скорость 1150 – дальше почему-то не гонится, а надо еще чуть-чуть… Дистанция сократилась, пускаю ракету, и она круто ушла в землю. В это время вижу от «Миража» короткий черный дымный шлейф – это он включил подвесные ускорители, пытается уйти за канал. Пускаю вторую ракету, она пошла к цели. Ведомый кричит в эфир: «Канал!», предупреждает о приближении к каналу, я отвечаю: «Маневр!», и мы пошли друг на друга, чтобы осмотреть заднюю полусферу, нет ли «Фантомов». «Фантомы» любили ходить на малых высотах и тяге и ждать, когда после боя «Миражи» и МиГи разойдутся из-за нехватки топлива, а потом нагнать и сбить МиГи. Такая у них была тактика. В этот раз «Фантомов» не было, мы разошлись с напарником на встречных курсах, и вдруг Виктор кричит: «Мираж! Я проскочил его!» Я тоже у себя на хвосте вижу «Мираж». Выполняю левый боевой разворот, на угле тангажа +40° и перегрузке +6G, даю ручку «от себя» для сброса перегрузки и выполняю «полубочку». Сразу следом такой же правый боевой разворот с «полубочкой». «Мираж» повторяет за мной, но у него поперечная управляемость хуже, чем у моего МиГа, и он отстает от меня на «бочках». Лезу на вертикаль, делаю «колокол»…
Несколько слов хотел бы сказать о наших замечательных самолетах и людях, которые их сделали. Наш Марыский полк, наверное, единственный, для которого были сняты все летные ограничения МиГ-21 на время войны в Египте. Когда к нам на аэродром приехали специалисты из КБ, они заметили, что гарготы наших самолетов были черными от копоти. «Что у вас с гарготами? — спросили они, — Как так вышло?» Когда мы показали им, что мы делаем на 21-х «колокол» в боях против «Миражей», они были в шоке. Этот прекрасный самолет позволял нам делать такие вещи, а люди, его создавшие, сделали его очень хорошо, и там самым заложили в него такой потенциал, о котором, наверное, и сами не подозревали. После этой командировки специалисты вернулись в Союз, рассказали в КБ о нас, наших МиГах и нашем опыте, и привезли к нам заместителя главного конструктора КБ Микояна по летным испытаниям Седова Г.А., летчика-испытателя, с целой делегацией. После этого КБ Микояна сняло все ограничения для нас.
И еще справка по вооружению наших МиГов. Ракетное вооружение состояло из ракет «воздух-воздух» Р-3С, которые имели ограничения по начальной скорости пуска и дальности. К тому же, в начале арабо-израильского конфликта несколько тысяч таких ракет были захвачены израильтянами при взятии аэродромов. Затем, бывшими советскими специалистами-евреями, они были модернизированы и часто применялись в ходе этой войны «Миражами» против советских и арабских летчиков. Для стрельбы из пушки у МиГ-21МФ, на земле, прицельное кольцо выставлялось на дальность 600 м. Смысл в том, чтобы цель полностью вписалась в кольцо, тогда дистанция равна 600 м, и можно вести огонь. Кольцо было специально сделано для боев с «Миражами», и учитывало его геометрию. Такая стрельба называлась «заградительно-сопроводительной». Марку выставляли впереди цели, нажимали на гашетку, и протягивали марку от носа до хвоста цели. Если была возможность, то повторяли в обратном порядке. Позже, уже, будучи летчиком-испытателем, я сопровождал самолеты-мишени Ла-17 при тренировках строевых летчиков стрельбе из пушки. Когда летчики промахивались, мишень нельзя было отпускать, ее нужно уничтожить в любом случае. Несколько Ла-17 я сбил таким методом, помог мой боевой опыт.
… Мой МиГ застыл в верхней точке «колокола», затем скользнул на хвост, опустил нос, и я вижу в 70-100 м перед собой «Мираж» «кверху пузом»! Все верно, он погнался за мной и «перетянул», свалился в «штопор»! Я сверху, пушка нацелена почти на него, надо только чуть-чуть подтянуть прицельную марку на «Мираж». Ручку тяну «на себя» в азарте — это «чувство бойца» в бою, когда есть преимущество, как вдруг ручка проваливается, и я тоже сваливаюсь в «штопор». «Мираж» плывет рядом справа вверх… В голове мелькнули мысли: «Надо было чуть разогнаться, чтобы была скорость и посмотреть угол атаки… Отпустить его, провести через марку… Подождать 3-4 секунды, никуда бы он от меня не делся…» Но теперь я в штопоре, быстро вывожу из штопора и начинаю суетливо искать «Мираж» — нет его! Какая досада!
Эти чувства пережитого бойцовского азарта, а затем и глубокой досады не давали мне покоя всю дорогу домой. «Дурной» прилетел на свой аэродром с двумя ведрами топлива, двигатель встал при сруливании с полосы… Это «дурное» состояние я в памяти, в сердце и в душе ношу до сих пор… Иногда мне этот «Мираж» снится во сне, и даже во сне я не могу его сбить, наверное, так и умру с этим чувством!
Источник: газета «Ахтубинская правда» №48 от 12 ноября 2015г.
(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт «Ахтубинский пилот»)
олег напиши книгу