СМИ сообщают о проведении испытаний новой версии многоцелевого истребителя Су-57, оснащенного «двигателем шестого поколения» с плоской сопловой форсункой с переменным вектором тяги.
Данный двигатель представляет собой дальнейшее развитие «Изделия 30» или «двигателя второй ступени», которым должны быть оснащены некоторые серийные модели этого типа самолётов. Сам «двигатель второй ступени» прошёл лётные испытания на Су-57 в 2017-2018 годах, информация о результатах которых не была опубликована.
В то же время, по данным Bulgarian Military, в презентации Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) упоминается разработка двигателя с плоской сопловой форсункой под кодовым наименованием «Двигатель шестого поколения». В проект включены не только работы по созданию плоской сопловой форсунки, но и разработка новых высокопроизводительных подшипников, элементов «керамической турбины», продвинутых электрических систем. Также упоминается создание силовой установки с трехконтурным двигателем, что позволит значительно (на 12,5%) повысить эффективность использования топлива.
В презентации ОДК приводится еще один слайд, где напрямую сообщается о новой сопловой форсунке: до 90% деталей форсунки изготавливаются с помощью аддитивных технологий, то есть на специальном 3D-принтере. В рамках проекта участие принимают ОДК-УМПО ОКБ им. Люльки, «Салют», ОДК-Сатурн, ЛМЗ, НИИД, ЦАТ, ЦНИИТМАШ.
В ходе работы были созданы: макет для изучения используемых компонентов, модели для изучения газовой динамики и демонстрационная сопловая форсунка. Испытания были успешно проведены в ЦАГИ, ИТПЭ РАН.
Плоские сопловые форсунки в истребителях пятого поколения имеют ряд преимуществ перед другими типами форсунок. Одним из основных является снижение инфракрасной подписи самолёта. Плоская форма форсунки позволяет горячим выхлопным газам смешиваться более равномерно с окружающим холодным воздухом, что снижает температуру выхлопных газов и делает их менее заметными для инфракрасных датчиков.
Наконец, плоские сопловые форсунки также более долговечны и надёжны, чем другие типы форсунок. Это связано с тем, что плоская форма форсунки снижает нагрузку на стенки форсунки и минимизирует риск трещин или деформаций.
По сравнению с другими конструкциями двигательных сопел, плоские сопловые форсунки обычно считаются наиболее эффективными для боевых ситуаций. В то время, как другие конструкции, такие, как круглые сопла или конвергентно-дивергентные сопла, могут обеспечить некоторые преимущества в маневренности и производительности, плоские сопла обеспечивают больший диапазон движения и управления, позволяя пилотам делать более точные и быстрые маневры в боевых ситуациях.
Источник: «Avia.pro»