«Город, в котором люди летают» — так, с большой любовью говорят о своей малой родине ахтубинцы. Чтобы убедиться в правоте этого утверждения достаточно сделать несколько шагов по городским улицам. В городе установлено несколько памятников крылатым машинам, чья летная биография связана с ахтубинским небом.
Взмывший в небо самолет, бортовой номер №36, установленный недалеко от мемориального комплекса «Крыло Икара» является экспортным вариантом самолета Су-17М — истребитель-бомбардировщик Су20, предназначавшимся для продажи в страны Ближнего Востока. Его испытания проводились у нас в середине 70-х годов. Завершающий этап испытаний по прицелу и бомбометанию на нем проводил заслуженный летчик – испытатель СССР полковник Музыка В.Н. В знак благодарности за проведенную работу специалисты авиационной фирмы: механик Тардасов и ведущий инженер Кузнецов подарили летчику макет самолета с надписью «Валерию Музыке — отличному летчику и замечательному парню от экипажа машины 3101. Июль 1976 г». В качестве памятника, самолет был установлен по указанию начальника 1-го управления Героя Советского Союза полковника Мигунова В.В. в 1983 году. Организационными работами руководил полковник Слабука А.В., технической стороной занимался прапорщик Задорин А.М. Кстати, еще один самолет, на котором летал Музыка бортовой номер №23 скромно примостился в дворике МАИ. Видимо, до сих пор ждет своего постамента.
Долгожитель военный авиации бомбардировщик Ту-16, бортовой №12 гордо занял свое место к 75 –годовщине ГЛИЦ им.В.П.Чкалова возле КПП-1 в 1995 году. Последний полет на нем в 1993 году совершил экипаж летчика Жучкова С.М.
А всего, за долгую37-летнюю безупречную службу борта №12 на нем летало очень много экипажей. К сожалению, всех их просто не в состоянии перечислить, но фамилии тех, кого удалось узнать, с удовольствием называем. Это в разное время командиры полка: п-к Петров В.П. и п-к Ивлев А.А., командиры корабля: п-к Еболдов А.В., п-к Мазепин А.П., п/п-к Арбатов В.П., п/п-кКочуров, п/п-к Крупенко Н.А., п/п-к Куимов Н.Д., п/п-к Лобовиков В.В., п/п-к Муханов, м-р Шишкин И.С.
В конце 80-гг. старина Ту-16, бортовой номер №12 даже умудрился попасть на обложку журнала «Авиация и космонавтика». Самолетом тогда управлял Александр Мазепин.
Совсем недавно на постаменте, при въезде в центральную часть города, застыл еще один хранитель авиационных традиций самолет МиГ-23УФ. В его летной биографии так же немало интересных страниц. Испытания самолета, как МиГ-23УБ, т.е. учебно-боевой, начались в 1968 году. В Ахтубинске испытания этого типа самолета проходили с 1971 по 1974 гг. Позже, после того, как его кабину переоборудовали, убрав оттуда ручку управления и оснастив всем необходимым для проведения фото-видео съемки, он получил условное наименование МиГ-23 УФ (фотограф). ВВС располагало всего лишь двумя такими самолетами. Многие специалисты 9 управления ГЛИЦ летали на нем в качестве воздушных операторов, чтобы зафиксировать результаты испытаний.
Испытательную бригаду по этой теме возглавлял Баханский Б.Г. Испытания проводили летчики Мостовой В.И., Петелин Л.И., Маслов Ю.М. И еще один любопытный факт. Именно на этом самолете завершал свои испытательные полеты в Ахтубинске легендарный летчик Степан Анастасович Микоян.
Александр Салмин.
(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт)