Владимир Григорьевич Плюшкин родился в 1930 году в глубинке Воронежской губернии, как любят говорить в наше время. Для мальчишек его поколения детство было омрачено войной, холодом и голодом военных и первых послевоенных лет. И многие из них потянулись в спецшколы ВВС с одной только целью — выжить.
Так поступил и он. Воронежская спецшкола ВВС территориально находилась в Липецке. Мысли о том, чтобы связать свою жизнь с авиацией, пришли после, вместе с окончанием спецшколы, после прохождения военно-врачебной комиссии и заключения о том, что он годен к обучению в военном летном училище.
В 1947 году его зачисляют курсантом в Армавирское военное училище летчиков. Курсанты этого училища любили в теплое время года отдыхать на спортплощадке. Подтягивались, работали на спортивных снарядах, дурачились, боролись.
Вспоминает Заслуженный летчик- испытатель СССР Григорий Антонович Г оровой:
— Однажды на площадке ко мне подошел небольшого роста, сбитый, плотный курсант с красивым лицом, светлыми волосами, яркими, добрыми глазами и предложил: “Давай поборемся?” “Давай”, — отвечаю. Не успел до него дотронуться, как оказался на земле. “Давай еще!” — предлагаю уже я. “Давай”, — отвечает курсант. Результат был тот же. Гонимый азартом, предлагаю попробовать еще, а сам прикидываю, что выше его на голову, да и покрепче его.
— “Зря стараешься! Не поборешь, я кандидат в мастера. Давай лучше знакомиться. Я Владимир Плюшкин”.
— В 1950 году он заканчивает училище, освоив боевое применение ЯК-3 и получает назначение в Ташкент, там находился штаб 73-ей Воздушной армии. В штабе получает предписание в строевой полк. Несколько лет охранял воздушные рубежи нашей страны, проходя службу в различных районах Узбекистана. Пять лет прослужил в Мары. Освоил МиГ-15. Летал много, надежно, без происшествий. Быстро выдвинулся в лидеры. Командование заметило его, и Владимира как перспективного летчика направляют на учебу в военно-воздушную командную академию в Монино.
Многие слушатели академии мечтали попасть на испытательную работу. Рядом, на Чкаловской, располагался ГК НИИ ВВС, где проходила испытания авиационная техника. Об этом разговаривали в перерывах между занятиями, по пути домой, а иногда прямо на занятиях. Называли фамилии летчиков- испытателей, командиров, шепотом произносили названия опытных самолетов. Владимир Плюшкин пишет рапорт о переводе его на испытательную работу. Ждать пришлось долго, но в конце концов такой приказ Главкома ВВС состоялся, и он попадает в первый отдел ГК НИИ на должность летчика — испытателя. Осваивает самолеты МиГ — 17, МиГ-19, Як-25, Су-7Б, Су-9. Получает сначала второй, а потом первый класс и быстро становится ведущим летчиком-испытателем.
Он быстро становится душой коллектива. Открытый, веселый, Владимир Плюшкин притягивал к себе товарищей по работе. Его яркие профессиональные способности у летчиков вызывали уважение. Беспредельная смелость и какая-то бесшабашность с элементами риска позволяли ему успешно справляться с любыми нештатными ситуациями, которые встречались в полете. Одни называли это везением, другие видели в этом грани таланта, которым обладают летчики от Бога.
… Известное перебазирование Института на Ахтубинскую базу.
Плюшкин летает много, по самым разным заданиям. Прерванные взлеты, посадки с выключенным двигателем, определение характеристик устойчивости и маневренности, штопора. В это время войска перевооружались на самолеты второго поколения. Недоработки техники и ошибки при ее освоении летного и инженерного состава вызвали волну тяжелых летных происшествий и катастроф. Владимир Григорьевич Плюшкин командируется в войска. Разбирается с каждым конкретным случаем, знакомится с полетными заданиями и в воздухе воспроизводит аварийную ситуацию. Рискуя своей жизнью, он вновь и вновь экспериментирует и успокаивается лишь тогда, когда находит выход и выражает его в дополнении к инструкции летчика.
По возвращении на базу Владимир продолжает испытательные полеты.
— Однажды в полете на отработку программы конуса на самолете Су-9 спомпировал двигатель. Самолет обесточился. В результате тряски самолета, возникшей при помпаже, отсосало фонарь и заклинило его в каком-то промежуточном положении. Пропала связь с руководителем полетов. Все это произошло на высоте 12.000 метров. Удаление от точки посадки где-то в пределах 70 км. Для того, чтобы выйти на аэродром посадки, необходимо было совершить разворот на 90 градусов, что привело бы к значительной потере высоты. Времени для раздумий не оставалось, летчик выпускает шасси и совершает посадку в поле. Естественно, что попытки запустить двигатель на снижении результата не дали. Непомерная жара. Раскаленное солнце жгло летчика в кабине, как паяльная лампа. Попытки открыть фонарь окончились неудачей. Пришлось его сбросить аварийно. Оказавшись на земле, Владимир попытался найти место, чтобы укрыться от палящего солнца, но в степи это оказалось невозможно. Горло пересохло, начала мучить жажда, впервые в жизни его охватило беспокойство. Спасли подоспевшие чабаны, которые напоили чаем. Стало легче, а вместе с этим пришло удовлетворение, что самолет спасен.
К этому времени его летная работа была отмечена орденом Боевого Красного Знамени, десятком медалей. В 1964 году Владимир Григорьевич Плюшкин представляется на звание Героя Советского Союза. Он в центре испытательной работы. Ему поручают самые трудные, неудобные эксперименты, среди которых изнурительные, смертельно опасные испытания на штопор. Командование словно бы подметило, что его кто-то оберегает, что он находится “у Христа за пазухой”, как принято говорить на Руси.
-Иногда летчики позволяли себе собраться и в целях разрядки, снятия стресса немного выпить, — рассказывал Владимир Григорьевич. Нет, это не были пьянки в буквальном смысле слова. Кто-то выпивал меньше, кто-то чуть больше.
Но почти всегда в центре таких дружеских встреч оказывался Владимир Григорьевич. Он читал стихи, рассказывал анекдоты. Здесь же обсуждались новости и текущие дела. К нему, как я уже отмечал, тянулись люди. Открытость, широта души, чисто русский менталитет не позволяли ему прятаться за чужие спины. В результате чего появились первые дисциплинарные воздействия. По инициативе командования было возвращено представление на присвоение Героя. Естественно, Владимир Григорьевич не мог на это реагировать спокойно. Скорее всего, какая-то обида затаилась где-то в глубине его души. А может быть и нет? Ведь заглянуть в чужую душу невозможно. Сам же он не желал обсуждать эту тему.
Продолжал летать. Попадал в критические ситуации, из которых выходил победителем. Здесь и посадка с заглохшим двигателем на озеро Баскунчак, и взлет оттуда после устранения неисправности. И взрыв ускорителя на разбеге самолета МиГ-21, который чуть не стоил ему жизни. С целью уменьшения разбега этот самолет был снаряжен двумя 3-тонными пороховыми ускорителями. Во время разбега один ускоритель сработал, а второй взорвался. Самолет начало мотать по бетонке. Каким-то чудом Плюшкин справился с ситуацией и остановил уже охваченный со всех сторон огнем самолет. Он открыл фонарь, ценой невероятных усилий оборвал коммуникации жизнеобеспечения, спустился на крыло самолета и с разбега перелетел через бушующее на земле пламя. Горело вытекающее из бака топливо.
Вспоминая об этом случае, Владимир Григорьевич с улыбкой говорил, что он достоин того, чтобы его имя внесли в книгу рекордов Гиннесса: настолько велико было расстояние, которое он пролетел, перепрыгивая бушующее на бетонке пламя.
Через год его представляют повторно к званию Героя. Но ему однозначно не везло. В одном случае у него из кармана похищают документы во время футбольного матча на стадионе “Динамо” (с кем это может не случиться?), в другом — дорожно-транспортное происшествие при возвращении с рыбалки. Он в то время был уже полковником. Для командования это были непростительно тяжелые поступки со стороны военнослужащего в воинском звании “полковник”. Были попытки снизить его в воинском звании. Повторное представление к присвоению звания Героя было отозвано. Взаимоотношения с командованием стали, мягко говоря, натянутыми. К этому времени бессменный и авторитетный командир летчиков В.Г. Иванов умер. Новые командиры не хотели делать скидок на талант, заслуги и т.д.
Владимир Григорьевич успевает сделать свой первый и единственный вылет на самом лучшем самолете того времени МиГ-25. Потом от полетов его оттеснили другие. Он принимает тяжелое для себя решение уйти с испытательной работы и перевестись в военную приемку на один из авиационных заводов. Заручается поддержкой заместителя министра авиационной промышленности А.В.Минаева. Но тот во время очередной командировки в Ахтубинск скоропостижно умирает. Оказавшись без поддержки, В.Г. Плюшкин предпринял отчаянные усилия для своего трудоустройства. Но куда бы он ни обращался, от его услуг отказывались. Не исключено, что сработало всесильное телефонное право.
Трудно не признать неординарность этого человека. Он в своем великолепии промелькнул в авиации, как падающая звезда, сгорающая где-то в пучинах космоса. Яркий рвет ее следа еще режет некоторое время глаза, а потом наступает сплошная темнота.
Трудно сейчас говорить об адекватности принятых решений в отношении В.Г. Плюшкина командованием, тяжести совершенных им дисциплинарных проступков. Ясно одно, что советские ВВС тогда потеряли талантливого летчика. С одной стороны, этому послужила некоторая переоценка своих возможностей и недооценка тех неприятностей, которые приносил он своим командирам. С другой стороны, академическая правильность командования, которому всегда не по душе яркие, самобытные, беспокойные личности, вырвавшиеся в силу своего таланта из общей массы, позволяющие себе чуть-чуть больше того, на что мог бы претендовать обыкновенный человек.
Годы он находился в очень тяжелом положении. Болезнь, тяжелая операция приковали его к постели. Хотелось верить, что этот мужественный человек, не раз смотревший смерти в глаза, выдюжит и на этот раз, устоит наперекор ударам судьбы, а друзья и товарищи поддержат его. Но спустя некоторое время после написания этой статьи Владимира Григорьевича Плюшкина не стало.
В. УДАЛЕЦ.
А я знал В.Г. ЗАОЧНО ОТ РОДИТЕЛЕЙ\МАМА-ДВИГ.ПАПА-В\Ч-18374 ПОТОМ Я С МУЗЫКОЙ И БАЙКОВ!ЫМ БЫЛ НЕ РАЗ У НЕГО.ЖАЛЬ .ЧТО ТАК УХОДЯТ ЛЁТЧИКИ ОТ БОГА КАК В.Г и МУЗЫКА ИСКЛАЛ КНИГУ ТОПТЫГИНА НЕ-НАШЁЛ.ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ЧТО ВЫ НАПИСАЛИ О В.Г.ХОЧЕТСЯ ЧТОБЫ О НЁМ ПОМН ИЛИ!
Странно, что Валерий Нестерович в свое время не обратился ко мне, Топтыгин подарил мне книгу, было и первое издание в жестком переплете, но увы кто-то «зачитал»
А.Салмин
Мне довелось, будучи слушателем ЦПЛИ, участвовать в организации похорон В. Г. Плюшкина в 1999 году. О нем могло рассказывали и Г. Горовой и В. Музыка. В архиве ГЛИЦ видел Акт расследования АП со взрывом порохового ускорителя на МиГ-21 с фото наполовину сгоревшего самолёта. Бывая в Ахтубинске стараюсь заглянуть к нему на кладбище — прибрать, положить цветы. Родных у него не осталось…
У него же сын был, Константин.