Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
Огненное небо над Волгой и Ахтубой

Огненное небо над Волгой и Ахтубой

Буквально по крупицам наш земляк, военнослужащий ГЛИЦ им.В.П.Чкалова, подполковник Алексей Цаплин собирал информацию о трёх героических летчиках-защитниках владимировского неба. Накануне Дня Победы имена героев были  увековечены на мемориальных досках, установленных на фасаде Дома культуры речников, как раз напротив того места, где над речной гладью волжского затона вели воздушные бои отважные летчики.

Еще до начала Сталинградской битвы командование 8 Воздушной армии решило построить 50 аэрод­ромов, как по правому, так и по левому берегам Волги, от Камыши­на до Астрахани. На левом берегу Волги было подготовлено 19 аэрод­ромов. В том числе Средняя Ахтуба, Заплавное, Ленинск, Солодовка, Колобовка, Владимировка, Верхний Баскунчак и другие. К работам привлекалось семь тысяч человек местного населения, 2700 подвод, 26 тракторов и другая тех­ника из ресурсов местных властей.

С середины октября перед летчиками-истребителями армии встала новая важная задача. Им предстояло надежно прикрыть пункты хранения военных грузов, поставляемых защитникам Ста­линграда по железной дороге и речным путем. Именно в это время бомбардировщики противника участили налеты на железнодо­рожные станции и речные порты в районе Сталинграда. Выполняя поставленную задачу, авиаторы проявили большое мужество и отвагу.

Для прикрытия железнодорожных станций «Верхний Баскунчак», «Ахтуба», и поселка Петропавловка звено истребителей Ла-5 из 437 истребительного авиационного полка посадили в засаду на поле­вую площадку вблизи слободы Владимировка, в 120 км от основ­ного аэродрома, расположенного в Средней Ахтубе.

                                      Враг не ждал отпора

 

Командир этой маневренной группы Василий Федосеевич Мистюк добился высокой эффектив­ности каждого боевого вылета. 16 октября 1942 года капитан Мистюк и младший лейтенант Смирнов, взлетев на истребителях из заса­ды, в момент появления над портом «Владимировка» вражеско­го разведчика, встретили на подхо­де к порту пять бомбардировщиков Ю-88. Завязался неравный воз­душный бой. Василий Мистюк меткой очередью поджег «Юнкерс», затем, набрав высоту, атаковал сверху второй, но перед самым открытием огня с бомбарди­ровщика были сброшены две сет­ки, одна из которых накрыла левую плоскость его самолета и зависла на ней. Мистюк резким скольжени­ем сбросил сетку, затем догнал бомбардировщик и сбил его. В этом же воздушном бою ведомый капи­тана В.Ф. Мистюка командир звена Н.Н. Смирнов по очереди атаковал и уничтожил два самолета, а третий подбил и принудил совершить посадку. 18 октября 1942 года на подходе к Владимировке было уничтожено два «Юнкерса». На следующий день здесь же сбито еще три бомбардировщика против­ника. Над переправой войск у при­стани «Владимировская» летчики группы Мистюка за четыре дня сбили 11 и подбили шесть бомбар­дировщиков противника. Население Владимировки воспряло духом и обратилось к летчикам 287 истребительной авиационной дивизии с письмом, в котором выражало благо­дарность за избавление их от ужасов вражеских бом­бардировок. «Мы получи­ли возможность вылезти из убежищ и землянок и вновь поселиться в своих домах», — писали жители. Умелые действия и отвага летчиков-истребителей — капитана В.Ф. Мистюка,младшего лейтенанта Н.Н. Смир­нова и сержанта С.И.Филиппова отмечены Военным Советом Ста­линградского фронта.

Ас, командир, орденоносец

 

Кто же они, эти летчики, сбивав­шие немецкие «Юнкерсы» в небе над Ахтубой и Волгой, получившие глубокую признательность населе­ния Владимировки?

Все летчики группы В.Мистюка входили в состав 437 истреби­тельного авиационного полка 287 истребительной авиационной дивизии. До апреля 1943 года полк участвовал в разгроме сталинград­ской, котельниковской, сальской, ростовской, новочеркасской и шахтинской группировок противни­ка, приобрел значительный боевой опыт. За мужество и героизм, про­явленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 28 апреля 1943 года полк получил звание «Гвардейский» и был пре­образован в 113 Гвардейский истребительный авиационный полк. Летчики полка освоили само­леты Ла-5, Ла-5ФН, позже Ла-7.

                                                                                                                                           

 

В воспоминаниях ветераны отмечают, что где бы ни находился военный летчик капитан Василий Мистюк, он был на высоте. Смело вступал в воздушный бой и, как правило, выходил из него побе­дителем. Его имя упоминается в книгах М.Быкова «Победы сталинградских соколов», В.Губина, В Киселева «Восьмая воздушная» и других…

За период участия в Вели­кой Отечественной войне Василий Мистюк произвел 273 успешных боевых вылета. Участвовал в 46 воздушных боях, в которых лично сбил 10 самолетов противника и 5 в группе. Награжден тремя орде­нами Боевого Красного Знамени (1941 год, 1942 год, 1943 год), орденом Отечественной войны первой степени (1943 год), медалью «За оборону Сталин­града» (1943 год). Был одним из лучших летчиков полка.

С помощью энтузи­аста и знатока истории авиации А.Симонова удалось собрать некото­рые сведения об этом замечательном военном летчике.

Родился Василий Федосеевич 14 января 1914 года в Северном Казахстане, Акмолинском округе Сталинского района в селе Степок. Окончил семь классов в городе Свердлов­ске и два курса горного техникума. Призван на службу в РККА 9 сен­тября 1934 года. Окончил в 1937 году 3-ю Военную школу летчиков и летнабов им. Ворошилова в городе Оренбурге. После чего проходил службу на различных летных дол­жностях в авиационных полках в Киевском особом военном округе.

В марте 1941 года был назначен на должность заместителя командира 2 эскадрильи 69 иап, который бази­ровался в Одессе. С первого дня начала Великой Отечественной войны принял участие в боевых действиях. Совершил 46 боевых вылетов на воздушный бой, штур­мовку войск противника, сопровож­дение своих бомбардировщиков. В боях показал образцы мужества и героизма. «День ото дня все более ожесточенными становились бои. Храбро сражались его товарищи: они шли в лобовую, дрались с пре­восходящими силами противника, сквозь плотную завесу зенитного огня пикировали на батареи, заставляя их замолчать. И умира­ли. За три меся­ца войны его эскадрилья потеряла 11 летчиков из 18». (См. Черватенко А.Т. «Небо Одес­сы, 1941»), Васи­лий Мистюк в этот же период был серьезно ранен и отправлен на лечение в тыл. По данным полученным из Центрального архива Министерства обороны, согласно послужной карте, в апреле 1942 г. после выздоровления он был назначен на должность командира 437 истребительного авиационного полка, который базировался на аэродрме Остафьево, Московской области. Одновременно старшему лей­тенанту Мистюку В.Ф. было при­своено очередное воинское звание «капитан». Полк защищал небо столицы и участвовал в воздушном параде над Красной площадью, посвященном празднова­нию 1 Мая. С 20 августа 1942 года капитан Мистюк воевал на Сталин­градском фронте.

Из личного дела узнаем, что Васи­лий Федосеевич был женат, имел сына. Сухая запись говорит нам, что его жена Климова Надежда Тихонов­на получала до 1959 года пенсию на сына Валерия – 1941 года рождения в одесском ОВК.

Ахтубинец Олег Тамбовцев помог разыскать родственников Мистюка, проживающих в Одессе. Они бережно хранят память о сме­лом летчике-истребителе. Роко­вым для него стал день 10 октября 1943 года. В это время 113 гвардейский иап участвовал в битве за Днепр. Полк базировался на аэродроме у горо­да Переяслав-Хмельницкий, при­крывая от ударов немецкой авиа­ции переправы и наши войска, находящиеся на букринском плац­дарме. Борьба за плацдарм, кото­рый имел по фронту всего 11 км и в глубину 6 км, приняла крайне ожес­точенный характер, так как он имел важное значение для дальнейшего наступления на Киев. Обе стороны несли большие потери. Рано утром противник направил 40 — 50 бом­бардировщиков в сопровождении истребителей в район Зарубенцы, Щучинка для уничтожения водных переправ через Днепр. Навстречу этой армаде самолетов вылетела группа советских истребителей, ведомая гвардии капитаном В.Ф.Мистюком, и с ходу сбила три «Юнкерса». Преследуя противни­ка, В.Ф.Мистюк сбил лидера бом­бардировщиков, но был атакован двумя «мессершмиттами». Истре­битель Ла-5 загорелся…

В списке заявленных побед летчиков люфтваффе в районе букринского плацдарма 10 октября 1943 года записано два «лавочкина» север-восточнее населенного пункта Яшники. Одержал их лейтенант Э.Ланг — командир 5 эскад­рильи 54 истребительной эскадры «Зеленое сердце». Возможно, что это он сбил Ла-5гвардии капитана Мистюка. Исходя из этого, можно предположить, что воздушный бой проходил над территорией, заня­той противником, над правым бере­гом Днепра. На подбитом самоле­те, из пробоин в топливном баке которого вытекал горящий бензин, летчик «потянул» к своим на другой берег через широкий холодный октябрьский Днепр. Летчик с тру­дом преодолел водное простра­нство реки, выбросился и спустил­ся на парашюте, но от сильных ожогов скончался в госпита­ле.

Заместитель командира 113 гвардейского истребительно­авиационного полка (иап) по воздушно-стрелковой службе гвардии капитан В.Ф. Мистюк похоронен со всеми воински­ми почестями в городе Переяслав- Хмельницкий Киевской области в городском парке напротив монас­тыря. (Именной список, пункт З безвоз­вратных потерь начальствующего (офицерского) состава 10 гвардей­ской Краснознаменной Сталин­градской истребительной авиади­визии с 1 октября по 20 декабря 1943 года).

                            Им восхищались наши земляки

Не могу не сказать несколько слов о другом летчике, сбившем в небе над Владимировкой и Черным Яром четыре самолета противника Ю-88, ведомом В.Ф. Мистюка лей­тенанте Н.Н.Смирнове. Родился Николай Николаевич 22 февраля 1922 года в Московской области в селе Целукино. Призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА) в 1940 году. Окон­чил в 1941 году Молотовскую воен­ную школу лётчиков (г. Пермь) с присвоением воинского звания «сержант».

Николай Смирнов в воз­душных боях лично сбил шесть самолетов противника и два в группе. Награжден орденом Красной Звезды {1942 год), орденом Боевого Красного Знамени (1943 год), орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией», «За выслугу лет в Вооруженных Силах» и другими юбилейными медалями.

С февраля 1942 года участво­вал в Великой Отечественной войне в составе 416 истребитель­ного авиационного полка на Севе­ро-западном фронте. Был тяжело ранен в воздушном бою. 8 апреля 1942 года ему присвоено очередное воинское звание «младший лейте­нант». 9 сентября 1942 года совер­шил первый боевой вылет на Ста­линградском фронте в составе 437 иап в должности командира авиа­ционного звена. 7 октября 1942 года при взлёте с аэродрома Сред­няя Ахтуба в паре с капитаном Кочневым был атакован 4 истребителями противника Ме-109.

После того как самолет капита­на Кочнева был подбит, младший лейтенант Смирнов принял нерав­ный бой и продолжал его в течение 15 минут. Своей отвагой и масте­рством сковал четырех стервятни­ков, предоставив возможность другим самолётам произвести взлёт на выполнение боевого задания.

С 13 по 24 октября 1942 г. нахо­дился на полевом аэродроме слободы Владимировка. Население Владимировки восхищалось его мужеством и смелостью в воздуш­ных боях.

С 19 апреля 1943 года замести­тель командира 1 авиаэскадрильи лейтенант Смирнов участвовал в боевых действиях Геленджикской авиагруппы. При взлете с аэродро­ма Геленджик при сильном встреч­ном ветре не успел набрать ско­рость, что не позволило сделать разворот. Врезался в гору, самолет сгорел, сам был тяжело ранен. Его ведомый перевернулся, ударился о землю и сгорел. Вот как это опи­сывает в своих мемуарах участник Великой Отечественной войны летчик-истребитель Бойков П.М.:

«Особую трудность для летчи­ков Геленджикской авиагруппы составлял взлет с аэродрома Геленджик. В зависимости от направления ветра самолеты взлетали с полосы в сторону моря или вдоль морского берега через горы. Взлет в сторону гор считался самым опасным из-за термических воздушных потоков, присущих склонам горных хребтов, обра­щенным к солнцу. Максимальные вертикальные порывы потока наблюдаются в этом случае на высоте 50-150 м. Общая потеря высоты при взлете составляет до 50-70 м. Летчики учитывали эти особенности при взлете и заходе на посадку. Но, к великому сожале­нию, случались и катастрофы.

22 апреля 1943 г. стояла отлич­ная погода. Безоблачное небо, жара. Самолеты взлетали в сторо­ну гор. Техники и механики с зами­ранием сердца следили за своими командирами, провожая их в бой. Они желали летчикам успеха — победы над ненавистным врагом и счастливой посадки на родном аэродроме.

Когда солнце было в зените, шесть Ла-5 437 иап вырулили на старт. Первыми взлетели командир груп­пы лейтенант Н.Н.Смирнов с ведо­мым младшим лейтенантом Д.Г.Дековым. Высота 100 м — боль­шую не набрать. Летчики, как всег­да, в положенном месте стали выполнять первый разворот. И вдруг самолеты стремительно подбросило вверх, затем машины свалились на крыло и начали падать. Напрягая все силы, летчи­ки пытались за считанные секунды выровнять самолеты, но безус­пешно. И на глазах всего личного состава два истребителя вреза­лись в скалы. В тяжелом состоя­нии летчиков направили в госпи­таль, но Дмитрия Декова спасти не удалось…»

В августе 1944 года, после выздоровления, старший лейте­нант Смирнов был назначен заместителем командира авиаэс­кадрильи 773 иап. Далее прохо­дил службу на различных летных должностях в авиационных полках. В 1953 году окончил Липецкую высшую офицерскую авиационную школу. В мае 1956 года ему присвоено воинское звание «подполковник». Уволился в запас с должности помощника команди­ра полка по огневой и тактической подготовке, после чего, с начала 60-х годов жил в городе Краснода­ре. Скончался в 2008 году. Похоро­нен на городском кладбище.

Воздушные бои с участием летчика Н.Н.Смирнова упомина­ются в книгах М.Быкова “Победы сталинских соколов»; Б.Губина, В.Киселёва “Восьмая воздушная’’, А.П.Калинина «Истребители над «Голубой линией», и в других мемуарах.

23-летний на века…

Третьим летчиком- истребителем в группе капитана Мистюка был сержант С.И.Филип­пов. Родился Сергей Иванович 13 сентября 1919 года в городе Подольске Московской области. В 1934 году окончил семь классов и фабрично-заводское училище (ФЗУ) в 1935 году. Учился в Подо­льском аэроклубе и закончил его в 1939 году.

 

Затем поступил в Качинскую Краснознаменную военную авиа- ционную школу имени А.Мясникова. После ее окончания в январе 1941 года был назначен в ней на должность инструктора-пилота, с присвоением воинского звания «сержант».

На Сталинградском фронте Ceргей Филлипов произвел 47 боевых вылетов с налетом в 41 час, в том числе 20 воздушных боев. Из них: разведка войск противника-2; прикрытие города Сталинграда и порта Владимировка- 23, сопровождение штурмовиков-16. Лично уничтожил 6 самолетов противника «Ю-88» -4, «Ме-109» — 2. За 4 месяца участия в боевых действиях награжден орденом Боевого Красного Знамени (1942 год) и орденом Отечественной войны второй степени (1943 год).

С начала Великой Отечествен­ной войны постоянно настаивал о направлении на фронт, добился перевода в действующую армию и в сентябре 1942 года был назначен на должность пилота в 437 иап. Находясь в засаде на полевом аэродроме у слободы Владимировка за два дня сбил три бомбардировщика противника Ю-88. В начале 1943 года 437 иап прикрывал подвиж­ные соединения 5-й Ударной и 2-й гвардейской армий. Летный состав вел тяжелые воздушные бои. Вот что говорит нам запись из наград­ного листа на представление млад­шего лейтенанта Филиппова С.И. к боевому ордену: «Воевал грамот­но и умело. Преданность Родине доказал в боях не щадя жизни, презирая смерть. При сопровож­дении самолетов Ил-2 никогда не допускал истребителей противни­ка к атаке по штурмовикам. Своей отвагой в борьбе с фашистскими захватчиками увлекал за собой остальной летный состав. Благо­даря отличной технике пилотиро­вания, смелости и упорства в бою неоднократно заставлял немецких стервятников битыми уходить с поля боя, или же уничтожал их в воздухе. Полученные боевые задания всегда выполнял грамот­но и точно».

30 января 1943 года старший пилот младший лейтенант Филиппов Сергей Иванович вылетел на боевое задание. Встретившись с истре­бителями противника, вел воздушный бой, в результате которого был убит. Похоронен — хутор Золотаревский Семикаракорского района Ростовской области, на централь­ной площади. Долгое время после оконча­ния Великой Отечес­твенной войны его могила оставалась безымянной. Автор этой статьи лично связался с гла­вой администрации Золотаревского сельского поселения для нане­сения на обелиск имени младшего лейтенанта Филиппова С.И. и его шестерых однополчан.

Заканчивая эту статью, хочу обратиться к главам админис­траций города и района, к ветеранским организациям с предложением рассмотреть вопрос об увековечивании памяти троих защитников владимировского неба, которые избавили наших земляков от ужасов вражеских бомбардировок.

Проходит время, десятиле­тия стерли многие подробности истории, но мы чаще и чаще обращаемся к прошлому. И вспоминаем тех людей, усилиями которых мы победили фашизм. Память о них будет вечна.

Алексей Цаплин. Публикуется с разрешения автора

(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт «Ахтубинский пилот»)

 

4 комментария

  1. Елена Анатольевна

    Добрый день! Я преподаватель бывшего Качинского ВВАУЛ-Черенкова Елена Анатольевна. В настоящее время пишется энциклопедия-Качинцы в Сталинградской битве. Меня заинтересовала информация о нашем выпускнике сержанте Филиппове С.И. Если есть ваша статья о летчиках, размещенная здесь, вы можете прислать и статья будет включена в энциклопедию под вашим именем. Еще источники на которые опирались вы при написании статьи. Как с вами можно связаться, более детально и предметно обговорить некоторые вопросы?

    1. admin

      Спасибо за Ваш отклик и посещение нашего сайта. Автор статьи офицер ГЛИЦ им. В.П.Чкалова подполковник Алексей Цаплин, занимался поисками в архиве МО. По инициативе группы ахтубинцев, с его участием на здании Дома культуры речников в Ахтубинске были устанвовлны мемориальные плиты с именами летчиков.Читать статью на сайте: «В Ахтубинске увековечили память летчиков, сбивших одиннадцать фашистских самолетов».Попробуйте связаться по электронной почте:aviafly@rambler.ru (не могу точно утоверждать, что это его, но предполагаю.)Если будет необходимо, постараюсь уточнить его телефон. С уважением Александр Салмин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *