Буквально по крупицам наш земляк, военнослужащий ГЛИЦ им.В.П.Чкалова, подполковник Алексей Цаплин собирал информацию о трёх героических летчиках-защитниках владимировского неба. Накануне Дня Победы имена героев были увековечены на мемориальных досках, установленных на фасаде Дома культуры речников, как раз напротив того места, где над речной гладью волжского затона вели воздушные бои отважные летчики.
Еще до начала Сталинградской битвы командование 8 Воздушной армии решило построить 50 аэродромов, как по правому, так и по левому берегам Волги, от Камышина до Астрахани. На левом берегу Волги было подготовлено 19 аэродромов. В том числе Средняя Ахтуба, Заплавное, Ленинск, Солодовка, Колобовка, Владимировка, Верхний Баскунчак и другие. К работам привлекалось семь тысяч человек местного населения, 2700 подвод, 26 тракторов и другая техника из ресурсов местных властей.
С середины октября перед летчиками-истребителями армии встала новая важная задача. Им предстояло надежно прикрыть пункты хранения военных грузов, поставляемых защитникам Сталинграда по железной дороге и речным путем. Именно в это время бомбардировщики противника участили налеты на железнодорожные станции и речные порты в районе Сталинграда. Выполняя поставленную задачу, авиаторы проявили большое мужество и отвагу.
Для прикрытия железнодорожных станций «Верхний Баскунчак», «Ахтуба», и поселка Петропавловка звено истребителей Ла-5 из 437 истребительного авиационного полка посадили в засаду на полевую площадку вблизи слободы Владимировка, в 120 км от основного аэродрома, расположенного в Средней Ахтубе.
Враг не ждал отпора
Командир этой маневренной группы Василий Федосеевич Мистюк добился высокой эффективности каждого боевого вылета. 16 октября 1942 года капитан Мистюк и младший лейтенант Смирнов, взлетев на истребителях из засады, в момент появления над портом «Владимировка» вражеского разведчика, встретили на подходе к порту пять бомбардировщиков Ю-88. Завязался неравный воздушный бой. Василий Мистюк меткой очередью поджег «Юнкерс», затем, набрав высоту, атаковал сверху второй, но перед самым открытием огня с бомбардировщика были сброшены две сетки, одна из которых накрыла левую плоскость его самолета и зависла на ней. Мистюк резким скольжением сбросил сетку, затем догнал бомбардировщик и сбил его. В этом же воздушном бою ведомый капитана В.Ф. Мистюка командир звена Н.Н. Смирнов по очереди атаковал и уничтожил два самолета, а третий подбил и принудил совершить посадку. 18 октября 1942 года на подходе к Владимировке было уничтожено два «Юнкерса». На следующий день здесь же сбито еще три бомбардировщика противника. Над переправой войск у пристани «Владимировская» летчики группы Мистюка за четыре дня сбили 11 и подбили шесть бомбардировщиков противника. Население Владимировки воспряло духом и обратилось к летчикам 287 истребительной авиационной дивизии с письмом, в котором выражало благодарность за избавление их от ужасов вражеских бомбардировок. «Мы получили возможность вылезти из убежищ и землянок и вновь поселиться в своих домах», — писали жители. Умелые действия и отвага летчиков-истребителей — капитана В.Ф. Мистюка,младшего лейтенанта Н.Н. Смирнова и сержанта С.И.Филиппова отмечены Военным Советом Сталинградского фронта.
Ас, командир, орденоносец
Кто же они, эти летчики, сбивавшие немецкие «Юнкерсы» в небе над Ахтубой и Волгой, получившие глубокую признательность населения Владимировки?
Все летчики группы В.Мистюка входили в состав 437 истребительного авиационного полка 287 истребительной авиационной дивизии. До апреля 1943 года полк участвовал в разгроме сталинградской, котельниковской, сальской, ростовской, новочеркасской и шахтинской группировок противника, приобрел значительный боевой опыт. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 28 апреля 1943 года полк получил звание «Гвардейский» и был преобразован в 113 Гвардейский истребительный авиационный полк. Летчики полка освоили самолеты Ла-5, Ла-5ФН, позже Ла-7.
В воспоминаниях ветераны отмечают, что где бы ни находился военный летчик капитан Василий Мистюк, он был на высоте. Смело вступал в воздушный бой и, как правило, выходил из него победителем. Его имя упоминается в книгах М.Быкова «Победы сталинградских соколов», В.Губина, В Киселева «Восьмая воздушная» и других…
За период участия в Великой Отечественной войне Василий Мистюк произвел 273 успешных боевых вылета. Участвовал в 46 воздушных боях, в которых лично сбил 10 самолетов противника и 5 в группе. Награжден тремя орденами Боевого Красного Знамени (1941 год, 1942 год, 1943 год), орденом Отечественной войны первой степени (1943 год), медалью «За оборону Сталинграда» (1943 год). Был одним из лучших летчиков полка.
С помощью энтузиаста и знатока истории авиации А.Симонова удалось собрать некоторые сведения об этом замечательном военном летчике.
Родился Василий Федосеевич 14 января 1914 года в Северном Казахстане, Акмолинском округе Сталинского района в селе Степок. Окончил семь классов в городе Свердловске и два курса горного техникума. Призван на службу в РККА 9 сентября 1934 года. Окончил в 1937 году 3-ю Военную школу летчиков и летнабов им. Ворошилова в городе Оренбурге. После чего проходил службу на различных летных должностях в авиационных полках в Киевском особом военном округе.
В марте 1941 года был назначен на должность заместителя командира 2 эскадрильи 69 иап, который базировался в Одессе. С первого дня начала Великой Отечественной войны принял участие в боевых действиях. Совершил 46 боевых вылетов на воздушный бой, штурмовку войск противника, сопровождение своих бомбардировщиков. В боях показал образцы мужества и героизма. «День ото дня все более ожесточенными становились бои. Храбро сражались его товарищи: они шли в лобовую, дрались с превосходящими силами противника, сквозь плотную завесу зенитного огня пикировали на батареи, заставляя их замолчать. И умирали. За три месяца войны его эскадрилья потеряла 11 летчиков из 18». (См. Черватенко А.Т. «Небо Одессы, 1941»), Василий Мистюк в этот же период был серьезно ранен и отправлен на лечение в тыл. По данным полученным из Центрального архива Министерства обороны, согласно послужной карте, в апреле 1942 г. после выздоровления он был назначен на должность командира 437 истребительного авиационного полка, который базировался на аэродрме Остафьево, Московской области. Одновременно старшему лейтенанту Мистюку В.Ф. было присвоено очередное воинское звание «капитан». Полк защищал небо столицы и участвовал в воздушном параде над Красной площадью, посвященном празднованию 1 Мая. С 20 августа 1942 года капитан Мистюк воевал на Сталинградском фронте.
Из личного дела узнаем, что Василий Федосеевич был женат, имел сына. Сухая запись говорит нам, что его жена Климова Надежда Тихоновна получала до 1959 года пенсию на сына Валерия – 1941 года рождения в одесском ОВК.
Ахтубинец Олег Тамбовцев помог разыскать родственников Мистюка, проживающих в Одессе. Они бережно хранят память о смелом летчике-истребителе. Роковым для него стал день 10 октября 1943 года. В это время 113 гвардейский иап участвовал в битве за Днепр. Полк базировался на аэродроме у города Переяслав-Хмельницкий, прикрывая от ударов немецкой авиации переправы и наши войска, находящиеся на букринском плацдарме. Борьба за плацдарм, который имел по фронту всего 11 км и в глубину 6 км, приняла крайне ожесточенный характер, так как он имел важное значение для дальнейшего наступления на Киев. Обе стороны несли большие потери. Рано утром противник направил 40 — 50 бомбардировщиков в сопровождении истребителей в район Зарубенцы, Щучинка для уничтожения водных переправ через Днепр. Навстречу этой армаде самолетов вылетела группа советских истребителей, ведомая гвардии капитаном В.Ф.Мистюком, и с ходу сбила три «Юнкерса». Преследуя противника, В.Ф.Мистюк сбил лидера бомбардировщиков, но был атакован двумя «мессершмиттами». Истребитель Ла-5 загорелся…
В списке заявленных побед летчиков люфтваффе в районе букринского плацдарма 10 октября 1943 года записано два «лавочкина» север-восточнее населенного пункта Яшники. Одержал их лейтенант Э.Ланг — командир 5 эскадрильи 54 истребительной эскадры «Зеленое сердце». Возможно, что это он сбил Ла-5гвардии капитана Мистюка. Исходя из этого, можно предположить, что воздушный бой проходил над территорией, занятой противником, над правым берегом Днепра. На подбитом самолете, из пробоин в топливном баке которого вытекал горящий бензин, летчик «потянул» к своим на другой берег через широкий холодный октябрьский Днепр. Летчик с трудом преодолел водное пространство реки, выбросился и спустился на парашюте, но от сильных ожогов скончался в госпитале.
Заместитель командира 113 гвардейского истребительноавиационного полка (иап) по воздушно-стрелковой службе гвардии капитан В.Ф. Мистюк похоронен со всеми воинскими почестями в городе Переяслав- Хмельницкий Киевской области в городском парке напротив монастыря. (Именной список, пункт З безвозвратных потерь начальствующего (офицерского) состава 10 гвардейской Краснознаменной Сталинградской истребительной авиадивизии с 1 октября по 20 декабря 1943 года).
Им восхищались наши земляки
Не могу не сказать несколько слов о другом летчике, сбившем в небе над Владимировкой и Черным Яром четыре самолета противника Ю-88, ведомом В.Ф. Мистюка лейтенанте Н.Н.Смирнове. Родился Николай Николаевич 22 февраля 1922 года в Московской области в селе Целукино. Призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА) в 1940 году. Окончил в 1941 году Молотовскую военную школу лётчиков (г. Пермь) с присвоением воинского звания «сержант».
Николай Смирнов в воздушных боях лично сбил шесть самолетов противника и два в группе. Награжден орденом Красной Звезды {1942 год), орденом Боевого Красного Знамени (1943 год), орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией», «За выслугу лет в Вооруженных Силах» и другими юбилейными медалями.
С февраля 1942 года участвовал в Великой Отечественной войне в составе 416 истребительного авиационного полка на Северо-западном фронте. Был тяжело ранен в воздушном бою. 8 апреля 1942 года ему присвоено очередное воинское звание «младший лейтенант». 9 сентября 1942 года совершил первый боевой вылет на Сталинградском фронте в составе 437 иап в должности командира авиационного звена. 7 октября 1942 года при взлёте с аэродрома Средняя Ахтуба в паре с капитаном Кочневым был атакован 4 истребителями противника Ме-109.
После того как самолет капитана Кочнева был подбит, младший лейтенант Смирнов принял неравный бой и продолжал его в течение 15 минут. Своей отвагой и мастерством сковал четырех стервятников, предоставив возможность другим самолётам произвести взлёт на выполнение боевого задания.
С 13 по 24 октября 1942 г. находился на полевом аэродроме слободы Владимировка. Население Владимировки восхищалось его мужеством и смелостью в воздушных боях.
С 19 апреля 1943 года заместитель командира 1 авиаэскадрильи лейтенант Смирнов участвовал в боевых действиях Геленджикской авиагруппы. При взлете с аэродрома Геленджик при сильном встречном ветре не успел набрать скорость, что не позволило сделать разворот. Врезался в гору, самолет сгорел, сам был тяжело ранен. Его ведомый перевернулся, ударился о землю и сгорел. Вот как это описывает в своих мемуарах участник Великой Отечественной войны летчик-истребитель Бойков П.М.:
«Особую трудность для летчиков Геленджикской авиагруппы составлял взлет с аэродрома Геленджик. В зависимости от направления ветра самолеты взлетали с полосы в сторону моря или вдоль морского берега через горы. Взлет в сторону гор считался самым опасным из-за термических воздушных потоков, присущих склонам горных хребтов, обращенным к солнцу. Максимальные вертикальные порывы потока наблюдаются в этом случае на высоте 50-150 м. Общая потеря высоты при взлете составляет до 50-70 м. Летчики учитывали эти особенности при взлете и заходе на посадку. Но, к великому сожалению, случались и катастрофы.
22 апреля 1943 г. стояла отличная погода. Безоблачное небо, жара. Самолеты взлетали в сторону гор. Техники и механики с замиранием сердца следили за своими командирами, провожая их в бой. Они желали летчикам успеха — победы над ненавистным врагом и счастливой посадки на родном аэродроме.
Когда солнце было в зените, шесть Ла-5 437 иап вырулили на старт. Первыми взлетели командир группы лейтенант Н.Н.Смирнов с ведомым младшим лейтенантом Д.Г.Дековым. Высота 100 м — большую не набрать. Летчики, как всегда, в положенном месте стали выполнять первый разворот. И вдруг самолеты стремительно подбросило вверх, затем машины свалились на крыло и начали падать. Напрягая все силы, летчики пытались за считанные секунды выровнять самолеты, но безуспешно. И на глазах всего личного состава два истребителя врезались в скалы. В тяжелом состоянии летчиков направили в госпиталь, но Дмитрия Декова спасти не удалось…»
В августе 1944 года, после выздоровления, старший лейтенант Смирнов был назначен заместителем командира авиаэскадрильи 773 иап. Далее проходил службу на различных летных должностях в авиационных полках. В 1953 году окончил Липецкую высшую офицерскую авиационную школу. В мае 1956 года ему присвоено воинское звание «подполковник». Уволился в запас с должности помощника командира полка по огневой и тактической подготовке, после чего, с начала 60-х годов жил в городе Краснодаре. Скончался в 2008 году. Похоронен на городском кладбище.
Воздушные бои с участием летчика Н.Н.Смирнова упоминаются в книгах М.Быкова “Победы сталинских соколов»; Б.Губина, В.Киселёва “Восьмая воздушная’’, А.П.Калинина «Истребители над «Голубой линией», и в других мемуарах.
23-летний на века…
Третьим летчиком- истребителем в группе капитана Мистюка был сержант С.И.Филиппов. Родился Сергей Иванович 13 сентября 1919 года в городе Подольске Московской области. В 1934 году окончил семь классов и фабрично-заводское училище (ФЗУ) в 1935 году. Учился в Подольском аэроклубе и закончил его в 1939 году.
Затем поступил в Качинскую Краснознаменную военную авиа- ционную школу имени А.Мясникова. После ее окончания в январе 1941 года был назначен в ней на должность инструктора-пилота, с присвоением воинского звания «сержант».
На Сталинградском фронте Ceргей Филлипов произвел 47 боевых вылетов с налетом в 41 час, в том числе 20 воздушных боев. Из них: разведка войск противника-2; прикрытие города Сталинграда и порта Владимировка- 23, сопровождение штурмовиков-16. Лично уничтожил 6 самолетов противника «Ю-88» -4, «Ме-109» — 2. За 4 месяца участия в боевых действиях награжден орденом Боевого Красного Знамени (1942 год) и орденом Отечественной войны второй степени (1943 год).
С начала Великой Отечественной войны постоянно настаивал о направлении на фронт, добился перевода в действующую армию и в сентябре 1942 года был назначен на должность пилота в 437 иап. Находясь в засаде на полевом аэродроме у слободы Владимировка за два дня сбил три бомбардировщика противника Ю-88. В начале 1943 года 437 иап прикрывал подвижные соединения 5-й Ударной и 2-й гвардейской армий. Летный состав вел тяжелые воздушные бои. Вот что говорит нам запись из наградного листа на представление младшего лейтенанта Филиппова С.И. к боевому ордену: «Воевал грамотно и умело. Преданность Родине доказал в боях не щадя жизни, презирая смерть. При сопровождении самолетов Ил-2 никогда не допускал истребителей противника к атаке по штурмовикам. Своей отвагой в борьбе с фашистскими захватчиками увлекал за собой остальной летный состав. Благодаря отличной технике пилотирования, смелости и упорства в бою неоднократно заставлял немецких стервятников битыми уходить с поля боя, или же уничтожал их в воздухе. Полученные боевые задания всегда выполнял грамотно и точно».
30 января 1943 года старший пилот младший лейтенант Филиппов Сергей Иванович вылетел на боевое задание. Встретившись с истребителями противника, вел воздушный бой, в результате которого был убит. Похоронен — хутор Золотаревский Семикаракорского района Ростовской области, на центральной площади. Долгое время после окончания Великой Отечественной войны его могила оставалась безымянной. Автор этой статьи лично связался с главой администрации Золотаревского сельского поселения для нанесения на обелиск имени младшего лейтенанта Филиппова С.И. и его шестерых однополчан.
Заканчивая эту статью, хочу обратиться к главам администраций города и района, к ветеранским организациям с предложением рассмотреть вопрос об увековечивании памяти троих защитников владимировского неба, которые избавили наших земляков от ужасов вражеских бомбардировок.
Проходит время, десятилетия стерли многие подробности истории, но мы чаще и чаще обращаемся к прошлому. И вспоминаем тех людей, усилиями которых мы победили фашизм. Память о них будет вечна.
Алексей Цаплин. Публикуется с разрешения автора
(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт «Ахтубинский пилот»)
Добрый день! Я преподаватель бывшего Качинского ВВАУЛ-Черенкова Елена Анатольевна. В настоящее время пишется энциклопедия-Качинцы в Сталинградской битве. Меня заинтересовала информация о нашем выпускнике сержанте Филиппове С.И. Если есть ваша статья о летчиках, размещенная здесь, вы можете прислать и статья будет включена в энциклопедию под вашим именем. Еще источники на которые опирались вы при написании статьи. Как с вами можно связаться, более детально и предметно обговорить некоторые вопросы?
Спасибо за Ваш отклик и посещение нашего сайта. Автор статьи офицер ГЛИЦ им. В.П.Чкалова подполковник Алексей Цаплин, занимался поисками в архиве МО. По инициативе группы ахтубинцев, с его участием на здании Дома культуры речников в Ахтубинске были устанвовлны мемориальные плиты с именами летчиков.Читать статью на сайте: «В Ахтубинске увековечили память летчиков, сбивших одиннадцать фашистских самолетов».Попробуйте связаться по электронной почте:aviafly@rambler.ru (не могу точно утоверждать, что это его, но предполагаю.)Если будет необходимо, постараюсь уточнить его телефон. С уважением Александр Салмин.
Добрый день! Если есть возможность сообщите телефон А. Цаплина
Он с Вами свяжется.