Почему в России некому строить детсады?

Россия выходит в мировые лидеры по темпам строительства громадных торговых центров. А вот о школах, детских садах, поликлиниках и других социальных объектах этого сказать нельзя. Теоретически строителю все равно, что строить — были бы деньги, но почему частные подрядчики неохотно идут в социальную сферу? Об этом рассуждают эксперты «Правды.Ру».

Торговые центры в крупных российских городах, казалось бы, растут, как грибы после дождя. И потому потребителям, проживающим в тех самых «миллионниках» кажется, что помещений для бизнеса уже становится более, чем достаточно. Чего никак нельзя сказать об объектах, которые имеют социальное, а зачастую и жизненно важное значение (когда речь идет о больницах и поликлиниках).

Об острой нехватке детских садов, к примеру, в нашей стране знают даже те, кто сами родителями малышей еще или уже не являются. Понятно, что строительство детсадов или других соцобъектов — дело не сильно рентабельное в сравнении с возведением какого-нибудь крупного торгового центра, в котором (заметьте!) преимущественно ни один павильон не простаивает. Но правительство не только не стремится привлечь бизнес в социальную сферу — предпринимательство просто туда не допускается. Этот сегмент недвижимости российские власти «застолбили» за собой. О том, что по его мнению мешает бизнесменам строить школы, детские сады и больницы » рассказал депутат Городского совета города Набережные Челны, гендиректор жилищно-строительной компании «Комфортное жилье» Михаил Золотухин.

«На сегодняшний день эта сфера закрыта для бизнеса. Что такое детский сад или что такое школа? Законодательство взяло на себя инициативу, государство взяло на себя право получать денежные средства и тратить их на данную сферу самостоятельно. Государство — тоже по сути коммерческая организация, которая выполняет за определенную плату определенные функции. Как только государство будет платить за то, что оно проводит тендер и дает денежные средства на реализацию данной деятельности, тогда появится бизнес, тогда и туда деньги пойдут», — поясняет Золотухин.

В свою очередь управляющий директор по инвестициям компании BlackwoodМихаил Гец предложил несколько способов, когда девелоперам могло бы быть выгодно строить соцобъекты в нашей стране. Первый способ предполагает, что расходы на строительство будут оплачивать федеральные или муниципальные власти (пример, строительство спортивных объектов к Чемпионату мира-2018 и Олимпийским играм-2014, поликлиник для муниципальных властей). Согласно второму способу, социальные объекты девелопер может строить в рамках комплексного освоения территории, а нагрузка на строительство этих объектов будет значительно перекрываться прибылью девелопера от реализации коммерческих площадей. И последний вариант предполагает строительство многофункциональных комплексов, состоящих из коммерческой и социальной частей, прибыль от коммерческой части которых будет перекрывает расходы на социальную.

Пока же российскому бизнесу комфортно в сегменте строительства торговых объектов. Вот и консалтинговое агентство Cushman&Wakefield по результатам собственного исследования отметило, что Россия выбилась в лидеры по строительству торговых центров. По итогам исследования оказалось, что за полугодовой период в России было построено 456 200 квадратных метров торговых площадей, что позволило нам обойти Турцию, где за указанный период было возведено немногим меньше — 422 500 квадратных метров объектов той же направленности. Впрочем, по количеству новых площадей Турция и Великобританию все же идут впереди России, где общий объем новых торговых центров составляет 16,5 миллионов квадратных метров.

Однако было бы не верно думать, что достижения российского бизнеса в части строительства торговых центров насытило спрос на такие площадки. Представители торговых сетей признаются, что несмотря на какие-либо рейтинги, в России по-прежнему ощущается нехватка торговых площадок. И если учесть непрерывно растущий спрос, потенциал рынка торговой недвижимости можно смело назвать неисчерпываемым. К тому же сегодня Россия отстает по показателю соотношения торговых площадей и числа жителей, занимая лишь 28 место по Европе. А с учетом масштабов нашей страны общий объем торговых площадок должен достигнуть баснословных цифр.

«Тут вопрос один — пока есть спрос, формируется предложение. Бизнес же не будет огульно строить центры, если нет на сегодняшний день никакого спроса на эти объекты», — подводит итог Михаил Золотухин.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *