Мое любопытство сначала было продиктовано лишь желанием освежить память, но постепенно оно уступило место чему-то более серьезному, когда я внимательно перечитал мною же сделанные 10 лет назад записи. Так бывает: перевернешь страницу и не можешь оторваться, а затем еще одну, пока не дойдешь до конца. Тогда это событие должно было послужить знаком, точнее, привлечь угасающее внимание руководства страны к испытаниям новых образцов авиационной техники, в чем возникла вскоре необходимость, особенно способам применения боевых самолетов в горных условиях. Полигон создавался в Нальчике на базе ГЛИЦ им. В.П. Чкалова. Сложные природно-географические условия, подразумевающие своеобразный рельеф и климатические особенности, говорили сами за себя. Лучшего места для проведения летных экспериментов не найти. Такого же мнения придерживался начальник Государственного летно-испытательного центра генерал-лейтенант Клишин Юрий Петрович. В 1994 году Министерство обороны РФ официально закрепило статус полигона. Не хватало главного, помимо официального решения, требовалось показать, как все это будет проходить в реальной обстановке. Первые боевые работы, проведенные летчиками-испытателями, вселили оптимизм.
А вскоре последовало личное указание министра обороны генерала армии Павла Грачева о проведении здесь 7 октября 1994 года большого авиационного показа по боевому применению фронтовой авиации. Безусловно, свою роль сыграли и личные отношения Клишина Ю.П. и Павла Грачева, однокашников по академии Генерального штаба. Впрочем, это неважно, в любом деле, прежде всего, следует исходить из целесообразности, а она как раз и являлась определяющей. Уникальный сам по себе, не говоря уже о масштабах и количестве участвовавшей авиационной техники, летный эксперимент привлек внимание не только высшего руководства страны, специалистов, но и военных атташе зарубежных стран.
Нальчик встретил гостей ярким солнцем, теплом и хрустально-чистым воздухом, наполняющим легкие живительным кислородом. В общем, никаких сюрпризов от погоды в тот день никто не ждал. И вообще, хотелось расслабиться, почувствовать себя беззаботным туристом, для которого, что кавказский хребет, что альпийская лужайка — всего лишь суть мироздания. Чуть позже об установившейся идиллии уже никто не вспоминал.
Мало того, что погода в горах порой ветрена, как женщина, так еще и ход событий, как в кино, захватил, увлек своей драматургией. Все же не зря боевые действия связывают с театром. Тут многое зависит от декораций, а успех рождается не на сцене, а за кулисами. Вот только в предстоящих учениях вместо бутафорских картинок — суровый ландшафт, и лишь Эльбрус, щеголявший белоснежной улыбкой, излучал мажор. Ну кто оспорит, что «лучше гор могут быть только горы»
— Жаль, конечно, — посетовал позже начальник 9 Управления полковник Иванов Еска Иванович, когда делился со мной воспоминаниями, — что в тот момент забыл про все на свете. Какие там эдельвейсы, рододендроны. С утра до вечера принимаем борт за бортом, транспортируем груз за грузом, размещаем людей, устанавливаем оптические измерительные средства. Старались все: тыловики, связисты, наши полигонщики. Порой, люди не досыпали, буквально валились с ног от усталости. Мне самому однажды пришлось сменить ночью водителя и сесть за руль автомобиля, когда мы двигались по серпантину над самой пропастью. Жутко, а куда деваться. Очень благодарен своим товарищам — сослуживцам полковникам Соловкину М.В. и Нерубальскому С.Г., сумевшим организовать подготовку мишенной обстановки. Скажу вам, создать правдоподобную иллюзию боевой техники в масштабе 1:1 очень непросто. И в том, что уже после окончании учений бывший тогда министром обороны РФ генерал армии Грачев П.С. самолично начертал на полевой карте оценку центру «отлично» , заслуга, прежде всего, полковников Асирьянца И.Р., Васина В.И., Пильникова С.В., Песняева В.В., полковника Орешич В.Г., подполковника Тимофеева В. И., большого количества офицеров и прапорщиков, служащих РА, выполнивших за такой короткий срок, казалось бы невозможное. Не только на земле, но и в небе, словно завитом по последней моде кудряшками, шла та же черновая работа. Скрупулезно составлялись полетные задания, разведывалась мишенная обстановка, шли разборы и разгоны, да все не перечислишь. Столько выжато пота, потрачено нервной энергии.
Вот еще одна запись. Я листаю свой старый блокнот. Здесь можно почти не править. Лишь слегка изменить интонацию, в которой слышен рев проносящихся над головами боевых самолетов.
Притворную тишину горного ущелья первым нарушил полет стремительного, как будто глиссирующего по воздушной глади Су-27, пилотируемого Заслуженным военным летчиком полковником Маликовым И.И. Вот когда у меня родились эти слова…
-Кто сказал, что авиация умирает, что поблек в голубом просторе белоснежный след крылатой машины. Прекрасное в своей гармонии и несокрушимое в рвущемся грохоте стального сердца творение человеческих рук навсегда останется гордостью и достоинством нации — прародительницы авиации.
Это я о России. Что бы там, на западе, ни говорили, но Можайский первым поставил свой летательный аппарат на крыло.
Далее все внимание по курсу первоклассного истребителя. Разворот, отработанный маневр и с таким усердием замаскированное орудие «противника» разлетается в щепки. Цель поражена с первого захода. Интервалы, с которыми следуют крылатые машины, равны секундам. На подходе пара МиГ-29. Уверенно держат боевой порядок Заслуженный военный летчик России полковник Серегин С.Ф. и летчик-испытатель подполковник Чернов И.В. Вот и настал черед властительницы тьмы — непогоды. Неизвестно откуда взявшиеся облака плотной пеленой окутали мишени. На размышление остаются доли секунды. Заход на горку, и сплошная молочная пелена внизу. Второй заход, пикирование, и сквозь рваную кромку облаков на мгновение угадывается силуэт «вражеского» автомобиля. Пуск произведен точно.
Летчики — народ не чуждый романтики, и уже позже Игорь Чернов будет вспоминать не заход на поражение, а прекрасные ландшафты и удивительные по красоте горы. Однако и полеты в условиях далеко не идеального рельефа носят иной, более динамичный характер. Машина есть машина, и как бы она не была умна, выполняя заложенные в бортовом компьютере команды, но именно человек для нее царь и бог, он, прежде всего, носитель всей информации дающий право принимать самое верное решение. И все это на максимальной скорости, на предельно малой высоте. Только некоторые авиационные державы в мире решаются использовать самолеты на боевое применение в подобных учениях, в такого рода условиях. Это связано со сложностью организации полетов и с опасностью поражения от собственных ракет и бомб. К чести командования ГЛИЦ им. В.П Чкалова, всех, кто готовил и проводил уникальные боевые показы, организованы они были профессионально.
Только что прошедший государственную сертификацию Су-25Т к простым не отнесешь, вот почему в воздухе два ахтубинских аса: Заслуженный военный летчик РФ Бухтояров В.П., начальник службы безопасности полетов ГЛИЦ и комэск полковник Бондаренко А.Г. Даже у своих товарищей, коллег по испытательной работе Александр Григорьевич слыл авторитетом и рекордсменом в освоении многочисленных типов самолетов.
— Давайте, мужики, — поддерживают их с земли.
Одновременный пуск двух управляемых ракет произведен мастерски, поразив сразу не только две наземные цели, но и воображение не видевших доселе ничего подобного зарубежных военных специалистов. Вывел их из оцепенения министр обороны РФ генерал армии П. Грачев, уверенно заявив, что в ГЛИЦ все так летают и стреляют. К сожалению, многое тогда прошло мимо моего внимания. А ведь были еще полеты фронтовых бомбардировщиков Су-24, грузового Ил-76 по тушению пожара, десантирование с низколетящих вертолетов и многое другое, продемонстрированное на горном полигоне «Нальчик». За строкой остались и внештатные ситуации, которых в авиации, конечно, хватает, но ту, в которой оказался и из которой хладнокровно вышел полковник Владимир Бухтояров, следовало бы занести в инструкцию, как наставление по безопасности полетов.
Об этом и многом другом позже шел разговор с испытателями, участниками состоявшегося боевого показа. В комнате летного состава уютно, сама обстановка располагала на теплую, доверительную волну. Так уж повелось, о летчиках пишут немало, и исключений в этом вопросе быть не может. В авиации человек в кожанке всегда был фигурой номер один. Одержимые небом, фанатично преданные раз избранному в жизни пути, простые в своей искренности, они вызывали симпатию и желание узнать о них побольше. Разные, они в тот момент были и чем-то похожи.
Сдержанный, обстоятельный, несколько стесненный таким вниманием к себе Владимир Михайлович Каганов и ироничный, с лукавством парирующий любые вопросы Сергей Федорович Серегин; скромный, немногословный, даже на вид застенчивый Александр Григорьевич Бондаренко и по деловому решительный Владимир Павлович Бухтояров; Игорь Иванович Маликов, человек, обладающий творческой натурой и при этом бесконечно преданный авиации.
Разговор получился, и все-таки одна маленькая мысль продолжала терзать меня. Показ закончился триумфом, ну а что дальше? А дальше новые полеты, испытания, небо, ведь все это — их жизнь и рядом будут стоять мальчишки, задрав головы вверх, чье сердце уже покорила мечта о небе.
А дальше? А дальше снова будет небо, и будут новые испытания — ведь все это — их жизнь.
А. САЛМИН
Сентябрь 2005года
(Ссылка на автора обязательна)