Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
Прототипом нового американского корабля стал советский беспилотный орбитальный ракетоплан БОР-4, испытания которого проходили в Ахтубинске

Прототипом нового американского корабля стал советский беспилотный орбитальный ракетоплан БОР-4, испытания которого проходили в Ахтубинске

Американская частная корпорация Sierra Nevada сообщила в воскресенье о проведении успешных летных испытаний своего многоразового космического корабля Dream Chaser.

«Sierra Nevada с гордостью объявляет, что космический корабль Dream Chaser успешно прошел испытания в режиме свободного полета», — отмечается в сообщении, размещенном компанией на ее странице в Twitter. «Dream Chaser совершил прекрасный полет и посадку», — говорится в нем.

Dream Chaser приземлился на базе ВВС США Эдвардс, расположенной в пустыне Мохаве (штат Калифорния). Это первая успешная посадка тестовой модели корабля после испытаний в режиме свободного полета. В 2013 году при проведении аналогичных тестов аппарат получил повреждения из-за отказа шасси.

Помимо грузов Dream Chaser сможет доставлять на низкую околоземную орбиту экипаж численностью до семи человек. Этот корабль многоразового использования имеет крылья и способен садиться на обычную взлетно-посадочную полосу.

Факт, безусловно заслуживающий внимания, как -никак американцы наши прямые конкуренты в космосе, никогда не гнушавшиеся заимствованием чужих идей, поэтому интересно знать,  что прототипом для создания Dream Chaser послужил советский беспилотный орбитальный ракетоплан БОР-4.

В середине семидесятых практические ис­пытания  дозвукового воз­душно-космического ко­рабля с кодовым обозначением 105/11 проходили в Советском Союзе, в Ахтубинске, на аэродроме, тогда ГК НИИ ВВС им. В.П.Чкалова

Общий проект, в который, помимо указанного образца, входил самолет — разгонщик Ту-95, дос­тавляющий изделия на орбиту, получил название «Спираль».

Между собой воздушно-космический корабль, за внешний вид, нос кверху, фор­мами похожими на катер «Прогресс», только с крылом, испытатели называли «Лапоть». Воздушно-косми­ческий корабль был хоть и мал, зато в состоянии бороться со спутниками противника, выполнять разведывательные функ­ции, постоянно дежурить на орбите и даже стыко­ваться с орбитальной станцией, при необходи­мости эвакуируя экипажи и возвращаясь без посто­ронней помощи на базу. Руководил проектом директор научно-производственного объединения «Молния» Глеб Евгенье­вич Лозино-Лозинский.

Ис­пытания «Бора», космического аналога «Лаптя», только еще меньше, прошли успешно. Стартовав с помощью ракеты-носителя, он вышел на орбиту, а затем по баллистической траектории спустил­ся в расчетную точку на Балхаш. Новый запуск принес еще более удивительные результаты.   Корабль   выдержал   пара­метры полета и вышел точно по коор­динатам  в  район   Индийского  океана.

Позже, сама идея, конструкторские наработки, нашли применение в новом летательном  аппарате, отдаленно напоминающим «Лапоть», но значительно превосходящим его по параметрам, диапазону использования и получившим название «Энергия-Буран».

Увы, судьба одного и другого летательного аппарата, несмотря на всю перспективность, оказалась плачевной. Но вот в отличие от нас, американцы не успокоились и продолжают эксплуатировать не только идею, но и конструкторскую мысль советских ученых.

В данное время самолёт-аналог 105.11 (Лапоть) можно увидеть в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино.

Читайте повесть «Гонка на выбывание, или тайна несостоявшейся победы» 

(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт «Ахтубинский пилот»)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *