Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
Александр Салмин. Путешествуя по лермонтовским местам

Александр Салмин. Путешествуя по лермонтовским местам

Удивительно, но возвратившись из Пятигорска, где отдыхал на водах,  как было принято ранее говорить, я взялся перечитывать литературу, касающуюся Лермонтова. Было бы банально в наше время искать что-то новое в трагической судьбе поэта, когда, казалось бы, все и так давно известно, и даже сплетни, которые плелись и  окружали его тогда, в наше время кем-то опять распускаемые, кажутся чем-то переписанным из старых подметных писем.

Но, Горячеводск, да, именно так он упоминался тогда современниками, настолько связан исторической памятью с Лермонтовым, что пройти мимо и остаться равнодушным к личности поэта, просто невозможно. Тем более все мы, дети советской эпохи, кажущиеся в чем-то наивными и старомодными по отношению к  нынешнему продвинутому поколению, были искреннее и осмысленнее в прочтении русской литературы, и даже сейчас, спустя много лет с легкостью вспоминаем что-то из школьной программы.

Пятигорск. XIX век.

Понятно, что путешествуя по исторической части города, а она сложилась, еще в середине XIX века, о чем свидетельствует описание Александра Сергеевича Пушкина, побывавшего здесь, решил первым делом навестить пристанище поэта. Вспомнил, как  в Ялте, несколько лет назад, гуляя по незнакомому городу, я сразу же наткнулся на домик, где квартировал Чехов и упрекнул себя в том, что здесь, в Пятигорске, несколько раз проходил мимо музея-заповедника Лермонтова. И только увидев подъезжающий автобус с туристами, скромно присоединился к группе.

Экскурсовод пригласила пройти вглубь двора и стала рассказывать, как обычно делала это много раз с разными людьми, приехавшими сюда из различных уголков нашей Родины, влеченными одним общим интересом — увидеть не на картинках, а своими глазами все, что окружало поэта, чтобы мысленно проникнуть вглубь событий, происходивших здесь почти два века назад. Уже много раз убеждался, что это работает, и ты, включив воображение, уже сам оказываешься где-то рядом, пока все тот же голос не напомнит: «Экспонаты руками не трогать. Пожалуйста, пройдемте в следующую комнату».

«Молодой поручик  Лермонтов вместе со своим другом Алексеем Столыпиным вошли через ту калитку», — поясняет гид, указывая на противоположную сторону двора, выходящую на соседнюю улицу. В те годы Пятигорск только начинал отстраиваться и офицерам повезло, что удалось снять отдельный домик, с вполне приемлемыми бытовыми условиями, заплатив за все сто рублей серебром. У каждого офицера была своя комната.

Маленькую, с окном в сад, занимал Лермонтов, откуда он мог, выходя на балкончик, любоваться Эльбрусом. Видимо для поэта, творчество которого во многом связано с Кавказом, это было важно. Даже в декабре, в хорошую погоду, что случается довольно часто, вид седовласого исполина вызывает  восторженный трепет — точно подмечено и автором этих строк. Не трудно представить, как молодой человек, а Михаилу Юрьевичу и было то двадцать шесть, такого между собой сейчас обычно называют «еще мальчишка», раскуривая английскую трубку, мог с легкостью хорошего художника набрасывать в альбом зарисовки из жизни русского офицера и местные пейзажи.

Обстановка, вещи принадлежащие поэту, те, которые были перевезены из Санкт-Петербурга и оставшиеся здесь, уже после его смерти, остаются единственными свидетелями как дружеских застолий Лермонтова, так и последних, самых печальных дней. За письменным столом из столичной квартиры, были созданы «Бородино», «Смерть поэта», главы романа «Герой нашего времени», на стене акварель, приписываемая поэту, а среди коллекции оружия, что было тогда в моде собирать — кавказский кинжал и пистолет. И та самая кровать, на которую положили тело Лермонтова после дуэли.

Еще раз смотрю по сторонам, сканируя в памяти все, что сохранило время, и вижу, как вместе со мной это делают члены экскурсионной группы. Уверен, что тогда бы, на месте дуэли, мы вместе стояли на стороне Лермонтова. Туда, на склон Машука, где состоялся поединок, я отправляюсь чуть позже. Автобус делает замысловатый крюк по улицам города, прежде чем остановиться недалеко от сосновой рощи, и далее надо было идти самостоятельно, мимо огромных колонн, указывающих место дуэли, по вычерченному тротуарной плиткой маршруту.

Вот она, площадка, вымощенная брусчаткой и благоустроенная потомками, с огороженным памятником и мемориальной плитой. До конца точно неизвестно, здесь ли происходила дуэль, или это всего лишь приблизительно то самое место. Людей немного. Подходят поодиночке или небольшими группами. Все больше тех, кто оздоравливаясь трусцой петляют по маршруту терренкура. Сезон не самый подходящий, чтобы можно было вот так, спокойно, присесть на скамейку и поразмышлять на тему жизни и смерти поэта. Что стоит за дуэлью — роковое стечение обстоятельств, или преднамеренное убийство Лермонтова? Вопрос, который, при всей его кажущейся очевидности, остается открытым вот уже почти два века.

Лермонтов последнюю ночь провел в Железноводске и когда приехал к назначенному месту, Мартынов уже поджидал его. Все происходило скоротечно. Прежняя, тлеющая обида одного, подогреваемая суждениями и ожиданием развязки, и легкость другого, готового отдать свой первый выстрел. Кто скажет сейчас, как было все на самом деле? Сходились ли они, как было оговорено, или в ходе резкого разговора Мартынов выхватил приготовленный пистолет, причем не дуэльный системы Лепажа,  а убойный, кавалерийский  пистолет Кухенройтера, и не дождавшись секундантов, выстрелил в сидячего на лошади поэта, прошив тело насквозь? И уже потом, поняв безрассудность своего поступка, бросился к друзьям, чтобы выручили, придумали, как оправдать происшествие. Да, такая версия тоже существует.

С грустью покидаю место гибели поэта. Иду не спеша, а лермонтовские строчки читаются так же легко, как когда-то на школьном уроке.

Погиб поэт!- невольник чести-

Па оклеветанной молвой.

Мог ли он представить, что  повторит судьбу Пушкина? Стихотворение «На смерть поэта» принесло ему известность общественности, какой уж там — либеральной или прогрессивной, неважно, но и осуждение, немилость царствующих особ. Каково это молодому человеку, наделенному ярчайшим талантом чувствовать к себе неприязненное отношение петербургского света? И косые взгляды, и перешёптывания у себя за спиной, и происки врагов.

У меня родилась крамольная мысль, представив Лермонтова на месте наших поэтов-шестидесятников. Хрущевская оттепель, о чем мы, современники, можем судить с дистанции одного десятилетия, позволила раскрыться таланту Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко, на время ставших голосом целого поколения. Но вот как бы они повели себя, оставшись один на один с царским режимом? Возможно, так же смело, открыто и честно. «Поэт в России больше, чем поэт» — уже не стихотворная строка, а оглавление к энциклопедии жизни и творчества этих людей. В 1968 г.  Евтушенко выразил свой протест против ввода советских войск в Чехословакию, опубликовав стихотворение «Танки идут по Праге». Ареста и изгнания не последовало. Спустя год, он был награжден орденом «Знак Почета».

Михаил Юрьевич Лермонтов в наше время? Нет. Фантазии для этого не хватает. Мои рассуждения лишь субъективное мнение из всего того, что известно и удалось прочитать о Лермонтове-герое своего времени. Некорректно сравнивать поэтов вчера и сегодня, у каждого из них была своя гражданская позиция. С  Лермонтовым рассчитались, увидев в нем человека возвысившегося над символами власти и нарушившим общественные устои, сослав на Кавказ. Там он участвует в военной кампании, и проявляет себя отважно.

В старой части Пятигорска, точно как на фотографии XIX века,  дома собраны на нескольких улицах.  И дом генерала Верзилина, в котором произошла ссора между Лермонтовым и Мартыновым, находится буквально в нескольких метрах от жилища поэта. Еще ниже, ох, уж эти спуски и подъемы, непривычные степному человеку, парк, где Лермонтов любил устраивать с друзьями пикники. Грот, галерея, на первый взгляд кажущаяся деревянной, а на самом деле выполненная из металла, опять крутой подъем по лестнице, ведущей к беседке «Эолова арфа», описанной в романе «Герой нашего времени». Все вокруг, так или иначе, связано с памятью о великом русском поэте. Еще одна архитектурная достопримечательность – «Ресторация», восстановленная после того, как фашисты при отступлении из города взорвали здание. Здесь устраивались балы, на которых знакомые читателям Печорин и княжна Мери, кружились в вальсе и танцевали мазурку.

Я нахожу памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, установленный в 1889 году в небольшом сквере, словно утес возвышающимся над городом, откуда открывается прекрасный вид на Эльбрус – источник вдохновенья поэта. Не так и много времени прошло, с того самого дня, когда разнеслась весть о смерти Лермонтова. Но вполне достаточно, чтобы современники смогли оценить, насколько несоизмерима утрата с мерой, заплаченной им за вызов, брошенный убийцей.

Противоречивый характер поэта, в котором уживались душевность и обходительность с друзьями, с насмешливой дерзостью и холодной неприступностью кого презирал, обрекали его на конфликт, недоброжелательность высшего общества. Видимо настолько, что по одной из версий, когда император Николай I узнал об убийстве Лермонтова, произнес: «Собаке — собачья смерть», по — другой «Туда ему и дорога». На что сидевшая за чаем великая княгиня Мария Павловна Веймарская, отнеслась с горьким укором. После чего самодержец уже публично произнес: «Получено с Кавказа горестное известие. Лермонтов убит на дуэли. Жаль его! Это поэт, подававший великие надежды».

Таким он и останется для еще многих поколений — великий поэт России,  чье имя и творчество также неразрывно в нашем сознании, как хорошо знакомые нам строчки:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт «Ахтубинский пилот»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *