Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
К 60-летию города Знаменск. Люди нашего края – генерал-полковник артиллерии, Герой Социалистического Труда Василий Иванович Вознюк

К 60-летию города Знаменск. Люди нашего края – генерал-полковник артиллерии, Герой Социалистического Труда Василий Иванович Вознюк

13 мая 1946 года Совет Министров СССР принял секретное постановление о создании первого ракетного полигона в районе села Капустин Яр Астраханской области. Первым начальником полигона «Капустин Яр» был назначен гвардии генерал-лейтенант артиллерии Василий Иванович Вознюк. Он был бессменным начальником на протяжении долгих 27 лет. За этот период полигон стал крупнейшим испытательным и исследовательским центром. Выбор этой кандидатуры не был случайным. Это был боевой генерал, прошедший путь от курсанта до командующего артиллерией группы войск, участник многих битв и операций в годы Великой Отечественной войны. В сборнике «КУЗНИЦА РОССИЙСКОГО ОРУЖИЯ», выпущенного к 70-летию ракетного полигона Капустин Яр, на основании воспоминаний первопроходцев полигона так описывают его зарождение: «На полигон первые офицеры прибыли 20 августа 1947 года. Разбили палатки, организовали кухню, госпиталь. Вместе с гвардейцами Вознюка прибыли военные строители. Условия были тяжёлыми, если вообще можно говорить о каких-то условиях в голой степи. Уже на третий день на склоне балки Смыслина в 10 километрах от села началось строительство бетонного стенда для огневых испытаний двигателей А-4, который строился по немецким чертежам и оснащался вывезенным из Германии оборудованием и бункер для наблюдения за ходом испытаний. Позднее это место было названо первой площадкой. В сентябре 1947 года из Тюрингии (Германия) прибыла бригада особого назначения (так тогда из соображения секретности именовались первые советские ракетные части – основа будущих Ракетных войск стратегического назначения) генерал-майора Александра Федоровича Тверецкого. Затем два спецпоезда с оборудованием, сформированные в Германии. За полтора месяца работ к началу октября 1947 года кроме бетонного испытательного стенда и бункера на первой площадке, были построены стартовая площадка с бункером, временная техническая позиция, монтажный корпус. Провели шоссе и 20-ти километровую железнодорожную ветку с мостом через глубокий овраг, соединяющую полигон с главной магистралью на Сталинград (Волгоград)». Всё это происходило благодаря неусыпной и настойчивой работе Василия Ивановича Вознюк, он буквально дневал и ночевал, организовывая все процессы строительства будущего космодрома.

О возведении жилья и казарм речи не шло. Солдат размещали в землянках и палатках вдоль железной дороги Сталинград-Астрахань. Специалисты и офицеры с семьями там же, в лучшем случае в вагонах или, кому повезло в частных домах в сёлах и хуторах Капустин Яр, Солянка, Ленинск, Пологое Займище, Владимировка и других. Строительство полигона велось по-фронтовому – круглосуточно. Необходимо было спешить. Американцы вывезли из Германии в США не только готовые ракеты и документацию к ним, но и учёных, работавших над созданием ФАУ-2, во главе с главным конструктором Вернером фон Брауном. Они смогли уже в начале 1946 года запустить немецкие ракеты на своём полигоне. Нашей же стране достались лишь части ракет без технической документации. И вот уже к 1 октября 1947 года В.И.Вознюк доложил о полной готовности полигона для проведения пусков ракет, а 14 октября на полигон прибыла первая партия ракет ФАУ-2.

Далее мне хочется предоставить слово замечательному журналисту, писателю, который был допущен к советским космическим секретам. Он освящал все наши достижения — Ярославу Голованову. В своей книге «Королёв: мифы и легенды» он так описывает эпохальные события, которые изменили весь наш мир. «Первый старт баллистической ракеты в нашей стране состоялся 18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут утра. Примерно через минуту ракета поднялась уже на 23 километра, развернулась и легла на заданный курс, продолжая набирать высоту. Она «залезла» в небо на 86 километров и начала валиться оттуда на землю. Воронка на месте её падения диаметром около 20 метров и глубиной с деревенскую избу находилась в 274 километрах от старта».

Возглавлял восстановление немецких ФАУ, их испытание и создание первых советских ракет Сергей Павлович Королёв. Именно он сделал Советский Союз передовой ракетно-космической державой. В официальных документах в то время его фамилия была засекречена и Королева именовали просто «Главным конструктором». Сергей Королёв это одна из наиболее ярких страниц истории нашего государства – он открыл эру освоения космического пространства. Первый спутник земли, первый полет человека в космос, первый выход космонавта в открытый космос, многолетняя работа орбитальной станции, создание ракетного оружия, и многое другое непосредственно связано с именем академика Сергея Павловича Королева — основоположника практической космонавтики, Главного конструктора советских ракетно-космических систем. Благодаря мечтательности и рационализму Королева космический век стал реальностью и главным помощником в осуществлении его идей на нашей земле был Василий Иванович Вознюк. Королев дождался своего звёздного часа, о котором мечтал всю жизнь. Военная, политическая ситуация в стране, мире создалась такая, что потребовалось оружие способное ударить по врагу за многие сотни и тысячи километров. Но эта техника открывала человечеству и дорогу в космос. Маленькое, умирающее приволжское село с таким мирным названием Капустин Яр, превратилось в символ мощи Советского Союза – в Яростное Копье, обещающее гибель всем, кто захочет напасть на нашу Родину, но и копье, которое приблизит человека к другим планетам, звёздам.

На целых десять лет, с 1947 по 1957 год Капустин Яр стал единственным местом испытаний советских ракет. Уже в сентябре 1948 года, на полигоне были проведены испытания ракет Р-1. Хотя они были копией немецкой ФАУ, но полностью изготовлялись на советских заводах и превосходили немецкое «оружие возмездие», по дальности, точности, надёжности и другим параметрам. Сентябрь 1949 года испытания уже полностью королевской Р-2. В марте 1953 года запускается Р-5, и так далее, множество других ракет малой и средней дальности, крылатых ракет, комплексов и ракет ПВО. Не забывал Королев и свою мечту о космосе. К этому времени ракеты надёжно встали на защиту Родины. Знаменитый королевский девиз: «Ракета – это оборона и наука!», с которым он пришёл в ракетную технику, постепенно осуществлялся. Рождалась межконтинентальная ракета, с которой он связывал свои давние научные мечты. Королеву уже виделись спутники, запуски животных, полет человека на орбите вокруг Земли, старт ракет к Луне, Венере, Марсу.

Началом, осуществления мечты стали запуски метеорологических и геофизических ракет. 22 июля 1951 года с Капустина Яра стартовала ракета, которая на высоту 100 километров, кроме аппаратуры доставила возвращаемый герметичный отсек с собачками Дезиком и Цыганом. До 16 сентября 1960 года произведено 29 запусков с собаками на высоту от 100 до 500 километров. Проводились исследования по возможности полётов на геофизических и космических ракетах живых существ. Были проведены исследования воздействия на животных большинства факторов физического и космического характера. Дополнительно производились испытания систем аварийного спасения головных частей ракет с пассажирами. 16 марта 1962 года Капустин Яр стал действительно первым космодромом страны — был осуществлён запуск спутника «Космос-1». В дальнейшем с космодрома Капустин Яр стартовали небольшие исследовательские спутники, для запуска которых использовались ракета-носитель лёгкого класса серии «Космос», разработанная на базе серийной ракеты Р-12, это были спутники «Космос», «Интеркосмос».

Продолжим же рассказ о первом начальнике полигона «Капустин Яр» Василии Ивановиче Вознюк. Родился он 1 января 1907 года в городе Гайсин Винницкой области Украины в семье артистов. До 1923 года работал суфлёром и рабочим сцены в различных театрах, а затем был принят матросом на пароход каботажного плавания в Мариуполе. В 1925 году добровольно призван в ряды РККА и по путёвке Центрального Комитета комсомола Украины был направлен на учёбу в военное училище. После окончания в 1929 году 1-й Ленинградской артиллерийской школы имени Красного Октября служил в Днепропетровске, на должностях командира взвода, командира батареи, начальника полковой школы, помощника начальника штаба полка, начальником штаба, преподавателем Пензенского артиллерийского училища, помощником начальника учебного отдела. С первых дней Великой Отечественной войны на фронте, участвовал в Московской и Сталинградской битвах, Одесской, Ясско-Кишиневской, Белградской, Будапештской и Венской наступательных операциях. Занимал различные штабные и командные должности в действующей армии, в гвардейских миномётных соединениях, оснащённых гвардейскими миномётами «БМ-13» — «Катюша».

В боевой характеристике, после окончания войны командующий артиллерией фронта М. И. Неделин отмечает: «Генерал-лейтенант Вознюк показал себя исключительно дисциплинированным и исполнительным генералом. Все приказы вышестоящих начальников выполняет всегда точно, исходя из боевой обстановки и поставленной перед ним задачи. Правильно и чётко организует взаимодействие гвардейских миномётных частей с другими родами войск. Гвардейские миномётные части во всех проведённых операциях фронта от Днестра до Будапешта показали себя хорошо подготовленными, способными к любому манёвру боевыми единицами. От их залпов противник понёс большие потери в живой силе и технике».

Возвратимся к книге Ярослава Голованова «Королёв: мифы и легенды», так он описывает создание прославленного ракетного полигона и его начальника: «В мае 1946 года его вызвали в Генеральный штаб на совещание по итогам войны. Василий Иванович сделал толковый доклад о применении «катюш» в тылах противника, рассказывал, как ходили гвардейцы-миномётчики вместе с кавалеристами и танкистами в рейды на Одессу и Белград, и уже собрался возвращаться в Констанцу, как приказано было ему явиться в ЦК. Предложили организовать некий полигон для некой техники — туман непроницаемый….Вознюк поехал в Германию, разыскивал там своих гвардейцев, собирал народ для будущего полигона покрепче, понадёжнее, понимал, будет не легче, чем на фронте, ну, разве что не убьют, и уж во всяком случае, куда солонее будет, чем в Констанце на румынских харчах. Но как ему будет трудно, он ещё не знал тогда».

Задача, которую выполнил Василий Иванович, была неимоверно трудна в силу множества причин климатических, технических, человеческих. Разрушенной войной стране требовалось надёжное оружие. Современному человеку, даже трудно представить в каких условиях работали люди в наших ахтубинских степях, и какие героические усилия требовались для этого. Лучше, чем сами участники тех событий никто не может это передать. Слово Ярославу Голованову: «Ветеран Кап.Яра бывший начальник электроогневого отделения стартовой батареи, позднее подполковник-инженер Александр Александрович Лапин писал мне: «Когда я первый раз отказался от солёной воды и хотел потерпеть до привоза пресной, один мой знакомый, бывший фронтовик, сказал: «Значит, ты никогда не пил коровьей мочи…» Жара около пятидесяти градусов, около сорока — в тени. Но на стартовой площадке в тень не спрячешься, надо работать. Площадка бетонная, оборудование и ракеты — металлические. Стоишь возле ракеты, а пот течет со всего тела прямо в сапоги. Это уж потом будут специальные береты, костюмы, рубашки «апаш». А тогда — гимнастёрки и кители под ремень и портупея, фуражка. Ботинок ещё не было. Гимнастёрки выгорали, гнили от пота, особенно на плечах и под ремнями. Отрезали полосы снизу, латали верх… Автомашину с водой мы замечали километров за восемь-десять: степной мираж — дорога как бы поднималась у горизонта, и машина с водой «летела» по воздуху! Мы узнавали её по силуэту, как распознают самолёты… Жили в палатках. До них нельзя было дотронуться рукой. До сих пор удивляюсь, как они не возгорались. А внутри — настоящая баня, духота. Уснуть удавалось только под утро и то после того, как натянешь мокрую простынку на обе спинки кровати. Получалось что-то вроде миниатюрной палатки с влажным микроклиматом. В посёлок ездили по субботам. В одной избе без перегородок и делений на комнаты жили 2-3 офицера, хозяин с хозяйкой и их дети. Два офицера на одной узкой кровати — явление очень частое. Даже генерал Тверецкий жил почти в тех же условиях со своей семьёй». Трудно сказать, когда им было легче: летом или зимой. Кап.Яровская стужа столь же жестока, как и Кап.Яровская жара. «На днях работали при — 32°, и выше — 20° на солнце температура не поднималась, — пишет Сергей Павлович Королев Нине Ивановне».

Родина достойно отмечала заслуги нашего земляка. Хотя Василий Иванович не родился в Ахтубинском районе, но из 48 лет службы в Советской Армии он 27 лет жил и работал на нашей земле, в военном городке Капустин Яр, ныне город Знаменск. В.И.Вознюк был создателем и начальником первого советского ракетного полигона и космодрома «Капустин Яр». Указом Верховного Совета СССР от 17 июня 1962 года (с грифом «Не подлежит опубликованию») за выдающиеся достижения и внесённый большой вклад в дело выполнения заданий правительства по созданию специальной техники ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, с вручением ордена Ленина и медали «Серп и молот». За время службы награждён: пятью орденами Ленина и Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого I и II степени, Суворова II степени, Кутузова II степени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Белграда», «За победу над Германием в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а так же многими другими советскими и иностранными медалями.

С 1973 года Василий Иванович Вознюк в отставке, он переехал в город-герой Волгоград, пишет воспоминания, книгу «Уходили в бой «Катюши», продолжает интересоваться новинками ракетной техники, часто посещает свой родной полигон. Скончался Василий Иванович 12 сентября 1976 года. В соответствии с личным завещанием он похоронен в Комсомольском парке города Знаменск (бывший Капустин Яр). На могиле установлен его бронзовый бюст.

С.А. Ефремов. Член ахтубинского местного отделения Российского военно-исторического общества.

(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт «Ахтубинский пилот»)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *