Свою детскую мечту стать врачом она исполнила. И вот уже более 40 лет сама носит белый халат. Сотни операций. Столько же спасенных жизней и восстановленного здоровья.
Заведующая хирургическим кабинетом военной поликлиники Вера Викторовна Иванова – о себе, о медицине, и о своей «не женской» профессии.
— Вера Викторовна, расскажите, как Вы стали хирургом? Какие события или люди повлияли на ваше решение?
— Это с детства. Я была болезненным ребенком, подхватывала то ангину, то детские инфекции. И мама вызывала «Скорую помощь». Доктора были для меня особенными людьми: во-первых, они помогали, во-вторых, в красивых белых халатах – это просто восторг, и мама к ним с пиететом относилась… И я решила, что обязательно стану врачом.
— Именно хирургом?
— Выбор хирургии – это уже чуть позже. Мы с сестрой — погодки. Она поступала в пединститут и не набрала необходимых баллов. Поэтому на следующий год мы должны были поступать с ней обе. Для семьи два студента тогда — было тяжело. Чтобы как-то помочь, сестра моей мамы, которая жила в Чите, предложила вариант, чтобы я поступала в Читинский медицинский институт, с тем, чтобы курировать меня там. Так и получилось. А поскольку тетя моя всю жизнь работала хирургом-онкологом в областной больнице, то это повлияло и на мой выбор. Все просто. Там же, в Чите, я отработала практику три года, а затем вернулась в Ахтубинск. Устроилась в военный госпиталь. И с тех пор других записей в трудовой книжке у меня не было. Теперь вот работаю в военной поликлинике.
Кстати, моя сестра окончила пединститут с красным дипломом. Вышла замуж, живет и работает в Ново-Николаевке. Татьяна Викторовна Рудикова преподавала математику, физику, информатику. И директором школы была, и завучем.
— Когда вы были оперирующим хирургом, у Вас была определенная специализация?
— Да, я специализировалась по урологии. Но поскольку по штату отдельно хирурга-уролога предусмотрено не было, поэтому я работала общим хирургом.
— Какие операции делали?
— Все делали, с головы до ног: от вен на ногах, до черепно-мозговых травм. У нас был такой сильный коллектив. Вспоминаю сейчас: Ершов, Гончаров, Чегунава. Хирурги — профессионалы. Все заканчивали медакадемию. И я у них многому научилась.
— Женщины-хирурги часто говорят о том, что мужчины этой профессии часто относятся к ним снисходительно, мол, это не женская профессия. Вы ощущали это на себе?
— Отчасти это так и есть, я согласна. Когда я отрабатывала обязательные три года, в хирургии только мужчины были. Вот в госпитале в Ахтубинске были и женщины-хирурги. Например, травматолог Дрон Валентина Ивановна. Скажу так, отношение к нам было хорошее. Да я вообще с мужчинами привыкла работать.
— Тем не менее, труд хирурга — это еще и большая физическая нагрузка…
— Это верно. Стояли по 6-7 часов на операциях. Долго находиться в одном вынужденном положении очень тяжело. Я, конечно, заработала поясничную грыжу, мне ее потом оперировали. И все, кто со мной работал тогда, позднее перенесли такую же операцию.
Вы знаете, это такая работа, которая требовала стопроцентной отдачи. И ночами, и днями, и в выходные, и в праздники… Вот так у меня эти 30 лет и пролетели. Я даже не верю, что это все со мной было.
— Не жалеете?
— Абсолютно нет. Ведь кроме работы было и весело, и молодо, и коллектив, опять же, прекрасный.
— В новом коллективе прижились?
— Да, конечно, прекрасный, профессиональный коллектив. Скажу честно, мне здесь, конечно, намного легче.
— Чем здесь занимаетесь?
— Это небольшие операции, не требующие общей анестезии и госпитализации, последующие обработка и перевязки. Все, кто выписывается из госпиталя, здесь продолжают лечение.
— У вас большой стаж в медицине. Можете сказать, как она меняется? Какова тенденция?
— Мне не нравится платная медицина. Это дорого и не всем доступно. А государственная — не всегда справляется, я так понимаю. Сказывается кадровый дефицит. Вспоминаю, когда я приехала в Ахтубинск, устроиться в госпиталь – большая удача. Сейчас везде проблема с кадрами. У нас, например, также не хватает ряда медицинских специалистов.
— Какими обязательно качествами должен обладать врач, чтобы быть хирургом, и без каких он никогда не станет хорошим хирургом?
— Вы знаете, что в хирургию, травматологию не очень идут, потому что это ответственность. Потому что так не получается, что ушел домой и забыл. Ты постоянно думаешь: правильно ли сделал назначение, может быть осложнение или нет? Я всегда каждого пациента «додумываю» уже потом дома. У меня такой принцип: если есть сомнение, обязательно приглашаю на дополнительный прием.
Главное качество настоящего хирурга – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!
— Остается ли у вас время и силы на какое-то хобби?
— Ну, я не вяжу, крестиком не вышиваю. Плаваю в нашем бассейне, правда, он сейчас на реконструкции. Хожу в нашу районную библиотеку. Много читаю. Покупаю много книг — люблю «пошуршать» именно бумажными страницами. Еще люблю разгадывать кроссворды — для ума полезно.
Сериалы не смотрю, в соцсетях не сижу. В основном только переписка в ватсапе с подругами
— У вас много подруг?
— Конечно! Я же здесь родилась. И даже с одноклассниками дружим. С первого класса, а есть и такие, с кем дружим с 4 лет, представляете?
— Часто встречаетесь с ними? И, когда встречаетесь, есть о чем поговорить?
— Конечно! Есть воспоминания, есть о ком поговорить и посплетничать (смеётся).
— Чего бы хотели для себя сейчас?
— Я хочу, чтобы СВО закончилась, и потом хотелось бы отдохнуть. Попутешествовать. Обожаю путешествия. В России много где была, начиная от Забайкалья и дальше, и в Риге… Я каждый год куда-нибудь езжу. А вот сейчас подумала, что никогда не была на Севере. Туда хочу съездить.
Вот, скоро собираюсь съездить в Волгоград на премьеру Музыкального театра. Еще хочу посетить премьеру в нашем РДК – «Ханума». В Волгоград езжу обязательно хоть раз в месяц, у меня там подруга, погулять по красивому городу.
— «Каждый хирург несет в себе небольшое кладбище…» — известная фраза из книги Генри Марш «Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии», ее все знают. Что вы об этом думаете?
— Меня эта участь миновала. Недавно услышала эту фразу и перекрестилась.
— Вы верующий человек?
— Глубоко верующей я не могу себя назвать. Но в церковь хожу, свечки ставлю… В этой жизни нужно во что-то верить.
— Спасибо, Вера Викторовна, за интервью. Желаю, чтобы Ваши мечты обязательно исполнились.
Людмила ДОМИННИКОВА. Фото автора
Источник: газета «Испытатель»