У Ахтубинска удивительная судьба. Задолго до своей официальной даты рождения, он уже был известен среди военных. Сначала здесь получили прописку ракетчики, ковавшие воздушный щит нашей Родины и уже позже небо над Ахтубинском стали осваивать летчики-испытатели. Своим рождением город обязан им. Началось все с того, что обсуждая с военными место для испытаний трофейных экземпляров немецких ракет ФАУ и «Хеншель», которые должны были собираться и испытываться советскими учеными, Сталин сам указал на Астраханские степи.
В августе 1947 года железнодорожный состав остановился у станции Ахтуба. Через несколько минут из него стали выгружаться люди в военной форме. Вокруг никакой зелени. Насколько простирается взгляд ни деревца, ни кустика. Серые, покрытые толстым слоем пыли домики с закрытыми ставнями. Ощущение нежилого поселка. Обживались в короткие сроки и как могли. Начинали с палаток, забивали колышки и рыли землянки. В невероятно трудных климатических условиях, военные возводили дома, развивали транспортную инфраструктуру, высаживали деревья и делали все возможное для создания нормальных бытовых условий. Штаб авиационного полка располагался во Владимировке, прямо напротив старого сквера. Осенью, с наступлением дождей, улицы превращались в сплошное болото. Учитывая, что основные технические позиции, площадки, тиры находились в районе старой «Ромашки», сегодня мало кто знает, что это поворот в микрорайон Лавочкина, добираться на службу пешком было трудно. В осеннюю и весеннюю распутицу люди доставлялись на бронещитах, которые как сани тащил трактор. Со всей Владимировки военнослужащие собирались в 5 часов утра, чтобы уместиться на бронесани трактора. По-другому выглядела Петропавловка. У каждого дома фруктовый сад, во многих дворах колодец с чистой водой, в отличие от верхней части, где воды не хватало. Ее возили в бочках на быках и раздавали по домам. Личный состав, проживающий в заречье, перевозился на службу и со службы на машинах, американских студебекерах. При малой воде проезжали вброд, в районе нынешнего автомобильного моста. В разлив поселок превращался в своеобразную Венецию. Чтобы попасть на службу приходилось переплывать речку на лодке. Трудно представить, что на месте парка и Дома офицеров, когда-то был пустырь. А по улице Иванова В.Г. вниз к реке была проложена узкоколейка.
Благодаря программе испытаний межконтинентальной баллистической ракеты «Буря», которая проводилась здесь в середине 50-х годов, в Ахтубинске начинается строительство жилого фонда, коммуникационных сетей и инженерной инфраструктуры для военнослужащих-испытателей, что позволило в последующем сформировать единый городской комплекс. В 1950-1960гг. в Ахтубинске построено более 40 жилых домов, 2 общеобразовательных школы, гостиницы, 2 Дома офицеров, 3 детских садика, промкомбинат, магазины. Создана система водообеспечения, тепло и энергоснабжения. Первые двухэтажки, возведенные на пустыре, как бы в центре треугольника, образуемого тремя населенными пунктами: Ахтуба, Владимировка и Петропавловка придали будущему городу авиаторов, ученых, рабочих и земледельцев особенные и так узнаваемые сегодня черты. К 1959 году облик города сформировался. 18 декабря 1959 года слободе Владимировка был присвоен статус города с названием Ахтубинск.
В 1960 году на городскую линию вышел первый автобус. Бывшая улица Сталина, вымощенная еще в 30-е годы булыжником, постепенно асфальтируется, приобретая современный вид. Сюда со всех концов страны приезжают лучшие представители разных профессий: военные и учителя, строители и медицинские работники. Вместе с ними Ахтубинск получил приток интеллектуальных сил. Для специалистов авиационной промышленности и военнослужащих строятся гостиницы «Урал», «Волга», «Дон». Застраивается и северная часть города. На месте ветхих домиков и старого крытого деревянного рынка возводятся магазин «Спутник», жилые 4-х этажные дома, кинотеатр «Победа». На семидесятые годы приходится бум жилищного строительства в центральной части города. К юбилею В.И.Ленина ахтубинцы получают в подарок кинотеатр «Октябрь». А спустя несколько лет, на крутом берегу вырастает мемориальный комплекс, венцом которого стало «крыло Икара». Чтобы наладить круглогодичное сообщение, не зависящее от паводка, вводится в эксплуатацию автодорожный мост, соединивший заречье с «материковой» частью города.
Открытие в 1965 году московского авиационного института, позволило качественно повысить профессиональный и технический уровень подготовки военных и гражданских специалистов для ВВС, сформировать интеллектуальную среду проживания горожан. Многие ахтубинцы получили свою путевку в жизнь, окончив МАИ и связав свою жизнь с авиацией. Сегодня филиал активно участвует в социально — экономических процессах города, готовя специалистов для территориальных нужд.
Одно из крупнейших предприятий в городе Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод, отметило в июле 2010 года свое столетие. На верфях АССРЗ в настоящее время начато строительство танкера класса «река-море» дейдветом 5300т., и подписан контракт на строительство еще одного.
Местные органы власти возлагают большие надежды на реализацию проекта компанией «ЛИНКОС», заявившей о намерении опробовать на ахтубинской земле оригинальные и непрофильные для технологического парка космонавтики виды производственной деятельности.
В 2012 году должно заработать новое предприятие – «Ахтубинский городской хлебозавод», с ежедневным выпуском хлеба в 5 т.
Ахтубинск по праву считают городом авиационной славы. Многие улицы носят название летчиков-испытателей. А на мемориальном комплексе «Крыло Икара» на гранитных стелах высечены имена испытателей, не вернувшихся из полета.
Ахтубинск заслуживает того, чтобы им гордиться — у него славная авиационная биография и богатые трудовые традиции. Выросший из провинциального городка в социально — экономический и культурный центр области, сегодня Ахтубинск обладает развитой промышленной инфраструктурой и интеллектуальным потенциалом.