-Эй! Осторожно! Вы незаконно пересекаете территорию Соединенных Штатов,- по всей видимости, это, если перевести на русский, хотел сказать темнокожий американский рейнджер решительно преграждая дорогу двум российским пилотам. Перемахнуть через металлическое ограждение, стоявшее вокруг В-52, для ахтубинских штурманов — испытателей не представляло труда, а вот забраться дальше, внутрь стратегического бомбардировщика, им помешал бдительный страж.
-Требуется особое разрешение, чтобы попасть в кабину нашего бомбардировщика, — извиняющимся тоном пояснил оказавшийся рядом, один из членов экипажа самолета.
-Вот за это мы и не любим негров,- тут же парировал полковник Царахов, кивая в сторону рейнджера. Пойдем, Александр Петрович,- он слегка подтолкнул Романенко в плечо, и еще раз взглянув снизу вверх на самолет, сказал: «В таком случае, нам ничего не остается, как повернуться к нему задом». Конечно, это была шутка. На самом деле все закончилось искренним рукопожатием и обменом любезностями. Атмосфера МАКС-2003 обязывала к доброжелательности и взаимному доверию. Просто в свое время нас разделяли рубежи, вдоль которых, с одной стороны, барражировали Ту-95, а с другой — нынешний гвоздь программы авиасалона. Время состарило обоих грозных представителей эпохи холодной войны. Хотя они и поныне в строю.
-Ажиотаж вокруг В-52 раздули журналисты, — считает заслуженный военный штурман ГЛИЦ им. В.П.Чкалова Царахов А.С. -Ничего особенного, эка невидаль, размеры. Обыкновенные обноски 50-х, только в современной упаковке.
Привыкшие к жизни, похожей на повседневное шоу, гости охотно позировали перед фотообъективами, раздавали автографы и просто улыбались. Воспользовавшись случаем, я поинтересовался у Дола Блэера, молодого парня, видимо, из команды военно-транспортного С-130 «Геркулес», какого он мнения о наших военных самолетах.
-О! Класс! Не скрывая своего восхищения, американец продемонстрировал две руки с поднятыми вверх пальцами.
-А Су-27? — не унимался я.
-Да, это очень классная машина,- ему с трудом удавалось подобрать нужные слова, но в его искренности сомневаться не приходилось.
Нормальные ребята, подумалось мне, правда, с устоявшимися штампами поведения, но это ничего, терпимо. Напоследок, не удержавшись, я напомнил ему о С-47 с обратной стреловидностью крыла, будучи уверен, что это достаточный аргумент. Самого «Беркута» на статической стоянке не оказалось, слишком велик к нему интерес со стороны зарубежных спецов. Зато его полет в составе Су-30 и Су-35 вызвал настоящий фурор.
-Он необычен, и когда появляется в небе, то кажется, будто мы наблюдаем полет виртуальной машины будущего, а не реального прототипа истребителя 5-го поколения,- эмоциональный комментарий Заслуженного летчика-испытателя, Героя России Олега Григорьевича Цоя заставлял задуматься. Вот и Владимир Петрович Бабак, имеющий в заделе штурмовик нового поколения Су-39, почему-то акцентировал внимание на модернизированном Су-25Т. В таком случае, не прикрываем ли мы модернизацией свое топтание на месте. Бабак утверждает, нет, образно сравнивая ее с остовом, на который можно будет наращивать мускулы. В пользу таких доводов говорит многое. Голос диктора, объявивший об очередном участнике аэрошоу, и последовавшие затем ошеломляющие воображения каскады Су-30МК я уже воспринимал как гимн отечественной авиации. В воздухе парила самая маневренная боевая машина в мире. Если суммировать летные характеристики с вполне приличным российским вооружением, то становится понятно, почему наши самолеты покупают и за что нас уважают. От увлекательного зрелища отвлек чей-то властный голос.
-А когда мы увидим их в небе?
В двух шагах от меня, прямо напротив авиационного комплекса, о котором шла речь ранее, остановилась группа очень важных людей. По всей видимости, кто-то из министров.
-Как только будут деньги — послышалось в ответ.
-Хорошо, дадим.
На самом деле дадут или пытаются откупиться? Любви — вот чего не хватает нашей власти, той всенародной любви к авиации, поставившей после разрухи и голода в 30-е всю страну на крыло. Тогда появятся и деньги, и многое другое, так необходимое и полезное людям. И не нужно будет уже Герою России, заслуженному летчику-испытателю Магомеду Талбоеву ходить «по миру с шапкой» в поисках средств и спонсоров, чтобы реализовать свой суперпроект «Спасатель». Универсальное средство, размером с парашют, позволяет сохранить жизнь человеку в экстремальных ситуациях, на больших высотах. Если бы только американцы имели такое устройство два года назад, то, поверьте, многих трагедий 11сентября можно было избежать. Аэродинамический принцип воланчика и поглощение ударов обеспечивает безопасность приземления практически с любой высоты. Почти фантастика, но главный инженер научного центра-разработчика проекта Алыков Олег Александрович утверждает, что это правда, и я ему верю. Все-таки как много у нас умных, талантливых людей. Насколько мне известно, в советские времена мы выпускали каждый второй самолет, и не только военный, держа 25% мирового авиарынка.
МАКС торопится, старательно наверстывая упущенное. Покупатели приценивались, заключались сделки, стороны договаривались о контрактах. И наш испытательный «десант» здесь совсем не случайно. Пройдет время и, возможно завтра, многое из того, что только совершает свой разбег здесь, на аэродроме в Жуковском, разовьет свою настоящую скорость в Ахтубинском небе.
Александр Салмин.
Жуковский – Ахтубинск
Август 2003года
(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт)