Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
Не зря считают цветом нации…

Не зря считают цветом нации…

                          Не зря считают цветом нации, кто был,

                              кто есть, кто служит в авиации

Не помню, кто сказал впервые о роскоши человеческого общения, но встретить интересного человека, тем более провести с ним несколько минут в увлекательной беседе — не только поучительно, но и согласитесь приятно. Тем более, когда живешь далеко от столичной суеты, где знаменитостей можно встретить на каждом шагу. Поэтому ничего удивительного, что я искренне обрадовался приезду, точнее прилету в Государственный летно-испытательный центр им. В.П.Чкалова съемочной группы Первого канала с Андреем Разбашем. Когда в начале перестройки телекомпания «ВИД» выпустила в эфир ряд молодежных программ, страна сначала обомлела, а затем с первого «Взгляда» полюбила молодых, в меру независимых журналистов. Позже команда распалась и каждый пошел своим путем. Владислав Листьев, Константин Эрнст заявили тогда о себе наиболее ярко.

Андрей Разбаш в течение четырех лет, после убийства Влада Листьева, вел популярную программу «Час пик», а затем как-то растворился в глубинах телевизионного эфира. Спустя несколько лет, на Первом состоялся показ пилотного проекта «Крылья». Это была его программа об авиации и тех, кто служит в Военно-Воздушных силах, кто остался, несмотря ни на какие жизненные коллизии, предан небу, своей профессии.

В кабинете заместителя начальника ГЛИЦ по воспитательной работе полковника Тернового И.И. оживленно — гости обсуждают план работы и, конечно, обмениваются впечатлениями, особенно молодые: оператор Миша и ассистент руководителя программы Ирина Ситникова. Никто не скрывал удовлетворения, наконец-то добрались. Прежде две попытки заканчивались безрезультатно, неизбежный в авиации фактор погоды оказывался влиятельнее самых авторитетных разрешений. О том, что первым делом самолеты — для Разбаша не крылатая фраза, а вполне земной принцип, можно было понять сразу. Не теряя больше ни минуты, все отправляются в ЛИЦ -часть, всегда привлекавшую к себе внимание журналистов не только современными типами авиационной техники, но и возможностью заглянуть в святая святых касты испытателей. Напористости гостям не занимать. Не успевает полковник Бойко представить своего командира полковника Бариева Радика Абраровича, как тут же следует перестановка, выбирается нужный план и начальник Летно-испытательного центра оказывается под прицелом объектива кинокамеры. Разговор скорее напоминает дружескую беседу, в которой важны искренность и доверие друг к другу.

-Ну не томите, расскажите, как все случилось? — Разбаш живо интересуется, за что Бариев получил орден Красной Звезды.

Наш полк одним из первых осваивал МиГ-29. Машина новая, еще не облетанная, — по голосу начальника Центра трудно понять, волнуется он или давно оставил пережитое в прошлом. -После взлета произошло затяжеление ручки, самолет практически потерял управление. Отключил автоматику, но и это не помогло. Дело было ночью, и руководитель полетов дал команду покинуть машину. Тогда я сымитировал посадочный режим по скорости на высоте круга. При выходе на курс посадки выпустил шасси. Характерные признаки отказа частично снялись, и я благополучно приземлился. Ну а затем меня представили к ордену «За освоение новой авиационной техники».

Покидать машину Бариеву не приходилось ни разу, и, слава богу, соглашаются оба, суеверно стуча по дереву. Говорили о разном. О Путине, и встречаются ли среди летчиков левши, интеллектуальном лице современного истребителя и супостатах, уже имеющих самолеты пятого поколения.

Под впечатлением рассказа, дружно встаем со своих мест, но не тут — то было. Оператор уже выбирает нужный ракурс съемок в соседнем кабинете у заместителя командира полковника Осыкового Николая Михайловича. Мы ожидаем за дверью. Чуть позже наступил и мой звездный час. В летной комнате по обыкновению царит домашняя обстановка. Нас угощают ароматным кофе в больших керамических кружках. Сразу видно реактивная норма. Рядом в ожидании ночных полетов о чем-то говорят между собой Сергей Щербина и Олег Спичка, изредка поглядывая в сторону известного телеведущего. И пока Разбаш пребывает в неге, я беру у него долгожданное интервью.

-Андрей Леонидович, идея «Крыльев», откуда она родилась?

-Нет идеи «Крыльев»,- отхлебывая горячий кофе, Разбаш тянется за сухариком.

-И все же, сама программа, телевизионный проект испытывали затруднения с эфиром?

— Нет, все прошло сразу. Просто мы договорились с каналом, что это будет программа об авиации, переговорил с Костей Эрнстом и вперед.

-Видимо сыграло свою роль, что когда-то начинали  все вместе: Листьев, Эрнст?

-Конечно, в конце 80-х начале 90-х, Костя, теперь Константин Львович Эрнст, работал в нашей телекомпании «ВИД». Поэтому уровень доверия и понимания, кто, что может, существует. Решение было предопределено.

-Ваши отношения с Эрнстом дружеские по — прежнему или он уже генеральный?

-Он уже давно генеральный директор Первого канала, а отношения товарищеские, я бы сказал, сохранились.

-Вообще, что подвигло на создание программы? Почему авиация, «Крылья»?

-Во-первых, я окончил МАИ, во — вторых и, в третьих, мой отец летал в полярной авиации, дрейфовал на СП-04 и брат был летчиком. Пришло время, когда я понял, что быть продюсером хорошо, но надо сделать что-то и свое.

-Вы ушли из прямого эфира, наверное, сделав болезненный, выбор?

-После гибели Влада Листьева я четыре года вел «Час Пик» на ОРТ,  тогда гендиректором был Игорь Шабдурасулов. Неожиданно мне стали говорить, кого надо брать в программу, а кого нет. И тогда я сделал свой выбор и закрыл программу.

-А разве на Центральном телевидении не все срежиссировано и, вообще интересный такой вопрос, насколько творчество свободно?

Творчество всегда свободно, но решение принимает канал (смеется). На тот момент я считал себя достаточно авторитетным и опытным, чтобы самостоятельно принимать решения. «Час Пик» мог еще оставаться популярной телепрограммой, если бы ею не стали управлять из кабинета тогдашнего гендиректора.

А затем Вас ушли или Вы пребывали в затяжном творческом полете?

-На самом деле я продюсировал ряд программ, а затем, когда понял, что хочу вернуться в эфир, договорился с каналом о создании проекта.

-Жаль только, что выходят «Крылья» в полуночное время. Не самое смотрибельное для широкой аудитории.

-Ну не скажите,- в разговор вмешивается молодежная половина съемочной группы.

-Как раз кончается официоз и начинается сетка вещания для умников, вносит ясность Разбаш. На канале существует проект, который называется «Новый день». В него входят научно-познавательные программы и идут они регулярно.

-А вы сами пробовали летать на чем нибудь?

-У меня классное свидетельство, полученное на Як-18 и Як-52, а еще поднимался в воздух на стратегическом бомбардировщике Ту-95, даже доверили подержаться за ручку управления. У меня хорошие личные  отношения с начальником Липецкого Центра Харчевским Александром Николаевичем и год назад, даже удалось пилотировать Миг-29, конечно   спарку.

-Наверное, «блинчиком» летали? ( Теперь уже смеются все испытатели, самым непосредственным образом включившиеся в нашу беседу).

-Блинчиком,- переспрашивает Разбаш. Ну, что Вы! Довольно жестко, на взлете с перегрузкой в 8 единиц.

-Зато теперь Вы можете вполне профессионально участвовать в беседе.

-Вряд ли, но представление имею.

Разбаш на время прерывается, пытаясь созвониться с генеральным директором АХК «Сухой» Погосяном М.А. В плановой таблице стоит Су-34 и ему позарез нужно разрешение на установку в кабине видеокамеры. Спустя минуту, мы возвращаемся к прежней теме.

-Как-то исчез из поля зрения Александр Любимов.

-Саша сейчас занимается международными проектами. Только, что закончил делать «Последнего героя» и сейчас готовит абсолютно другой проект, но снимать его будут в Африке. На очереди новая программа игрового плана, такое реальное кино, в котором развивается тема «Последнего героя». Это уже с выездом в Германию.

-Вот обстановка на Центральном телевидении чем-то отличается от аналогичных форм сообщества или в какой-то степени обострена по своему?

-Она гораздо более обострена, но не в плане персональных отношений, а в реализации амбиций. У каждого они присутствуют и каждый хочет доказать, что он имеет на это право.

-Жестокая борьба за эфир, да?

-Даже не борьба, а стремление быть лучшим и доказывать это, создавая рейтинговые программы. Пока первенство держит Александр Михайлович Любимов с лучшим телепроектом.

До ужина еще оставалось время и гости не упустили своего случая, выехали на аэродром и отсняли вылет пары фронтовых бомбардировщиков Су-24. Такие кадры являются украшением любого сюжета. Самолет выруливает на взлетную полосу, следует еще одна контрольная остановка, и вот он уходит, стремительно растворяется в складках сумеречного неба, становясь новой яркой звездой.

Вроде бы обо всем поговорили, но вечером, когда с Терновым и Бойко, выступившими в качестве радушных хозяев, мы собрались за столом, когда ничто уже не мешало и легкий хмель так сближает людей, я услышал от Разбаша еще одну небольшую историю. Он не скрывал элемента случайности, но так получилось, что именно ему выпало в 1991 году открывать глаза, в прямом смысле, миллионам соотечественников на превратности новой российской истории.

-Вы помните выступление Горбачева, записанное в Форосе. Так вот, пленка восстанавливалась моими руками,- в голосе Разбаша чувствовался мимолетный дух того азарта, который он пережил, скрупулезно разматывая скомканную ленту. Ее доставили в конверте, скорее всего, было несколько копий, на всякий случай. Мы пришли в Кремль, в кабинет нашего первого Президента Советского Союза и мне осторожно, его родня передала пленку, которую он записал там. И я аккуратно разложил ее, раздобыл на этаже футляр VXS и бережно, в течение полутора часов, стараясь не делать лишних замятин, наматывал ее на кассету. И мы, а  потом и вся страна увидели, и услышали, что записал в «неволе» Михаил Сергеевич.

В ответ хотелось тоже поделиться «тайной», но подобрать равноценную той, о которой только, что рассказал гость, увы, в моем арсенале не нашлось. И лишь в самом конце, когда речь зашла о президентах, Разбаш вспомнил о генерале Харчевском, выполнившем тот, нашумевший перелет с Путиным в Чечню.

Да, кстати, — не удержался я, — наверное, это будет вам интересно, но мало кто знает, что в том полете его прикрытие обеспечивал наш, ахтубинский летчик-испытатель. Правда, в телевизионный кадр он не попал. Так, что в любой, даже маленькой истории, есть свои тайны и свои герои.

 

Александр Салмин

(Ссылка на автора обязательна)

Февраль 2004 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *