Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
Случай на Лаптевке

Случай на Лаптевке

   Из многочисленных рукавов Волги, которые доступны большинству ахтубинцев, наиболее красивое, тихое и приспособленное для активного отдыха место-река Лаптевка. Начало ее в районе Солдатского острова, там где часть водного потока Волги, по причине, известной одному Богу, отрывается от основного русла и уходит влево, образуя то, что люди назвали рекой Лаптевка.

Здесь хорошо в любое время года, в том числе и зимой. Но особенно красиво в сентябре-октябре, когда повсеместно устанавливается солнечная и сухая погода. В пору сенокоса на левом берегу речки появляются косилки и трактора, пойма оживает. В это время я часто знакомился с местными жителями, которых встречал здесь.

Именно в один из таких погожих осенних дней я поднялся на берег в том месте, где небольшой ерик врезался в него и, скрываясь в зарослях ивняка, уходил куда-то в пойму. Решив его обследовать, прошел метров 150 и увидел впереди незнакомого человека, который жестами умолял меня подойти к нему. В этом районе была неширокая, свежая пересыпка. Через нее проходила техника, участвующая в заготовке сена. На лице незнакомца были заметны следы испуга. А когда он начал говорить, я почувствовал, как дрожит его голос.

Его рассказ сводился к следующему. Пару дней назад он заметил, что в воде вдоль пересыпки лежало большое бревно. Сверху оно было прикрыто упавшей в воду скошенной травой, и потому на него никто не обращал внимания. А вспомнил он о нем сегодня, когда пришлось ремонтировать стогомет и потребовался, что называется, чурбачок.

Чтобы извлечь бревнышко из воды, тракторист опустился на колени и соблюдая осторожность наклонился, для удобства обхватив бревно руками с двух сторон. Незнакомец снова опустился на колени и продемонстрировал, как все происходило на самом деле. Было заметно, с какой нерешительностью подносил он руки к воде. Из дальнейшего рассказа я узнал, что в тот момент, когда он обеими ладоням коснулся бревна, оно дернулось, обдав его фонтаном брызг и лохмотьями полусгнившей травы, и где-то в паре метров от пересыпки скрылось в глубине.

-Ну, что бы это могло быть? Зверьков таких размеров, живущих в воде, здесь нет. Значит, только рыба. Но какая? Сазан? Щука? Сом?- размышлял я вслух.

-Не знаю,- ответил мужчина и закурил.

Поскольку все произошло в верхней части от пересыпки, а ширина ерика в этом месте не более двух метров, и глубина в районе не более полутора метров, мы решили обследовать ручей.

Взяли в руки шесты и прошли вверх по сужающемуся ерику. Он с одной стороны, а я с другой, тщательно прочерчивая дно. Метров через двести мы остановились. Дальше идти было бесполезно. Ручей сузился, глубина небольшая, дно легко просматривалось. Злополучное «бревнышко» бесследно исчезло. Мы поговорили с мужиком о том, о сем и расстались.

…Рано утром на следующий день я решил подойти к пересыпке и обследовать ерик более тщательно. Но когда поднялся на берег, то услышал в том районе шум, мужские голоса, перемешанные громкими взрывами хохота. Несколько человек бегали с двух сторон вдоль ерика. Они были в состоянии неподдельного азарта. Подойдя поближе, увидел, что из воды торчала рукоятка вил, которая, как перископ подводной лодки, скользила по воде. Я понял, что кто-то вонзил в тело рыба вилы, но удержать ее не смогли, и теперь все дружно пытались загнать ее на мель.

Эта азартная погоня продолжалась недолго. Огромная щука оказалась, наконец на пересыпке. Объем и длина ее тела поражали. Подобного я даже не видел в краеведческих музеях, которых посетил за свою жизнь больше, чем достаточно. Кто-то принес мешок из — под сахара, и двое молодых парней с большим трудом одели его на голову рыбы и просунули в него тело. Примерно треть по длине выглядывала из мешка. Взявшись с двух сторон за мешок, они поволокли его по земле в сторону трактора с прицепом, который стоял рядом на берегу ерика. Оставшиеся на берегу мужики долго еще радовались удаче, которая пришла неожиданно к ним. «Повезло вам», — сказал я, в мыслях пытаясь воспроизвести размеры рыбины и объяснить ее поведение, которое привело к такому трагическому исходу.

            В этой истории мне многое было непонятно, и я обратился  к специалистам. Вот что они рассказали.

Во-  первых щуки подобных размеров в низовьях Волги почти не встречаются. Они стали большой редкостью. Причиной тому — усиленный вылов рыбы, неблагоприятная экологическая ситуация, последствия хозяйственной деятельности человека в пойме Волги. А что касается миграции рыб, то она, как и у птиц, подчиняется законам, которыми их наделила природа.

            Щука, которая заходила неоднократно в ерик на кормежку, возвращалась в реку к месту своего постоянного обитания, где она жила уже не один десяток лет. Без причины она, как правило, не покидает свой дом. Отрезанная пересыпкой, она испытывала определенный дискомфорт в перегретой воде, и в своем стремлении вернуться к месту обитания упиралась в неожиданно возникшую на ее пути преграду. Через пересыпку, хотя и медленно, но все же поступала более прохладная вода из реки, и щука жалась к этому месту.

            Мне ничего не оставалось, как поверить услышанному и согласиться. Да, скорее всего, так оно и было на самом деле.

                                                                                                                                                                               Василий Удалец

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *