Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
И снова Райкин, но уже совсем не смешно

И снова Райкин, но уже совсем не смешно

Оценить правоту каждого, ставшего в течение последних двух недель, с одной стороны якобы символом борца за свободу творчества, а с другой апологетом прошлого, я решил по высказываниям пресс-секретаря Президента России и комментариев сначала самого лидера «Ночных волков» Хирурга   (Александра Залдостанова), а затем и руководителя уральской ячейки байкеров Михаила Кайгородова, который в свою очередь  отреагировал на критику пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова в адрес своего друга «Хирурга. Оказалось трудно понять: кто кого и кто за кого.

Лидер «Ночных волков» раскритиковал речь Райкина об усиливающейся цензуре в российской культуре. Залдостанов заявил, что «эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву». За эти слова его и раскритиковал Песков, заявив, что мотоциклиста «бес попутал». Извиняться Хирург отказался.

В свою очередь Кайгородов призвал пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова озаботиться возвращением на Родину членов его семьи и их отказом от американского гражданства, о чем написал МК. Cупруга Дмитрия Пескова — Татьяна Навка, помимо российского, обладает также и американским гражданством. Дочь пресс-секретаря от первого брака — Елизавета, и его бывшая супруга также проживают за границей, во Франции.

Кого бес по-настоящему попутал нам, людям с периферии, особенно интересно знать, так же, что именно подразумевают деятели культуры, критикуя власть, когда говорят о свободе творчества.

Выступал Константин Райкин на VII съезде союза театральных деятелей не как руководитель московского театра «Сатирикон», профессор, а как заместитель председателя комиссии по культуре общественной палаты при президенте РФ. То есть статусом повыше был, лицом, уполномоченным не только как театральный деятель, но и представитель общественности, генерирующий некую философию, идею взглядов на развитие культуры в нашей стране.

Прослушал речь на одном из каналов в Интернете. Благо их сейчас много, никакой цензуры, никаких ограничений, говори что хошь. Получил эмоциональное, пафосное, обличительное выступление. Папа, великий Аркадий Исаакович учил Константина цеховой солидарности. Это он потом, позже раскроет смысл наказа, мол, между собой ругайтесь, как хотите, хошь матом,  обзывая всех и всяк нехорошими словами, но об этом никому и тем более СМИ.

Явления, которые  его беспокоят — этот «наезды на искусство, театр, посягательство на свободу творчества»,  закрытие выставок и спектаклей в России, против которых, как он выразился, выступают «группки обиженных людей», и к которым, власть нейтральна, дистанцируется.

Не верит художник словам «о нравственности, Родине, народе, патриотизме», которыми, по его словам, « прикрываются, как правило, низкие цели». Не верит он людям, чувства которых якобы оскорблены. Ну, довольно цитировать, до классика ему все равно не дорасти. Если Станиславский и не верил, то фальши на театральных подмостках, допуская, что в жизни кто-то может вести себя иначе. Вот и Константин Райкин видимо не вышел из какого-то образа, который только что репетировал в театре.

О чем речь то идет. В чем оскорбили театральную общественность. В том, что закрыли выставку американского фотографа Джока Стерджеса в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер.

Напомню, 25 сентября, руководство Центра приняло решение закрыть выставку американского фотографа Джока Стерджеса «Без смущения», вход на которую заблокировали активисты общественной организации «Офицеры России». Ранее член Совета Федерации Елена Мизулина заявила, что на выставке Стерджеса происходит «публичная демонстрация материалов с детской порнографией» и потребовала «проверить, кто дал разрешение на проведение подобной выставки», а уполномоченный по правам ребенка в России Анна Кузнецова сообщила, что обратилась в прокуратуру в связи с необходимостью проверки.

По словам председателя президиума «Офицеров России» Антона Цветкова, фотографии с обнаженными подростками в экспозиции выставки отсутствуют, «однако из 35 фотографий примерно 15 процентов не совсем корректны — на них изображены частично обнаженные дети».

Справедливая и естественная реакция.  Вы хотели бы, чтобы ваши дети участвовали в таком, с трудом выговариваемом  у Аркадий Райкина, простите, вернисаже? Или оказались ценителями, стоящими перед обнаженными фигурами детей. И пусть господин Стерджес не лукавит, что это фото детей его друзей, которых он фотографировал много лет, может быть и знакомых, но найти эти фотографии в Интернете не представляет сегодня труда и там действительно обнаженные подростки. Едва ли это может служить оправданием человеку, смешавшему художественные параллели набоковской «Лолиты» с порочной страстью современного западного искусства.

По-хорошему, с Райкиным можно было бы и согласиться. Власть и художник, цензура и свобода выражения своих мыслей, все это вечная тема для России. Вот и Александр Сергеевич Пушкин был обласкан царем, но подвергался жесткой цензуре за то, что «Что в мой жестокий век восславил
я свободу…» Правда идейные и духовные ценности, за которые шел тогда спор, не идут ни в какое сравнение с нравственными терзаниями представителей современного культурного бомонда.

Не удержался, не мог промолчать и мэтр киноискусства Никита Сергеевич Михалков: «Но мне хотелось бы понять: где его ущемили? Чего он не имеет? Он имеет центр, «Райкин Plaza», свой театр, школу. Он ставит то, что хочет», — сказал Михалков в программе «Право знать», которая вышла на телеканале ТВЦ в субботу.

«Многие, и я в том числе, еще не очень точно знаем, что такое несвобода. Закрыли спектакль, выставку облили чернилами… А что закрывается? Какие выставки обливаются чернилами? У Кости Райкина есть такой пассаж: “Обидели, оскорбили религиозные чувства верующих”. И говорит он об этом достаточно пренебрежительно. А кто-нибудь рискнул бы поставить спектакль, порочащий пророка Мухаммеда? Почему Pussy Riot приходят в храм Христа Спасителя, а не в центральную мечеть в Мекке? Почему они здесь, а не там выражают свое желание свободы? Да потому что там страшно», — заключил Михалков.

Я не знаю по каким причинам в Омске отменили спектакль»Иисус Христос – суперзвезда», но я помню как в пору моего юношества, мы свободно, без цензуры слушали запись знаменитой рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, в альбомном варианте с Гилланом в главной партии. И никто нас в то время, которое Райкин назвал мерзкой книжкой, не хватал за руки и не тащил в кутузку, а наших родителей не разбирали на партсобраниях.

Сошлюсь на еще одно компетентное мнение. Пресс-служба председателя Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ высказалась в поддержку рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда».

«Церковь не подавляет творчество, благословляя художников, вдохновляющихся евангельскими сюжетами в своих произведениях», — приводит пресс-служба слова председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата  Легойды.

«Безусловно, эти произведения по своей природе не могут обладать догматическим или каноническим авторитетом, они могут давать повод для споров и дискуссий, быть более или менее удачными, в конце концов, их можно принимать или нет, но нельзя запретить художнику черпать вдохновение в Священном Писании», — отметил Легойда.

Так о чем все же спор? О том, что по мнению Райкина, власть – не единственный носитель морали и театральным деятелям надо объединиться, чтобы дать отпор, в частности, попыткам вернуть «сталинские времена» в искусство? Или же об оскорбленном чувстве вседозволенности, когда границы допустимого, привычного для человеческой морали размываются,  позволяя хлынуть в наше бытие пошлости, всего того, что чуждо духу, многовековым устоям россиян.

Райкина поддержали многие деятели культуры, несогласных с ним большая часть общества и сказать, что она серая масса, ничего не смыслящая и не понимающая в искусстве, то же нельзя.

Точно смысл возникшего противоречия выразила актриса театра и кино, депутат Государственной Думы России Елена Драпеко  в программе «60 минут»:  «Культура не производит произведения, культура производит систему ценностей и смыслов для существования нации».

Видимо у части театральных деятелей и общества возникло разное понимание этих ценностей.

Александр Салмин

(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт «Ахтубинский пилот»)

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *