Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
Во всем виновата «Матильда»?

Во всем виновата «Матильда»?

Дождались. Вот и Астраханскую область, а вместе с ней и Ахтубинский район пытаются втянуть в дискуссию о фильме Алексея Учителя «Матильда». Невиданный доселе случай. Фильм еще не вышел на большой экран, его еще никто не посмотрел, но в противостоянии мнений, надрывном оре одних «за» других против», уже сошлись маститые политики,  представители русской православной церкви, кинокритики, общественные деятели и просто рядовые граждане.

На днях в адрес заместителя председателя правительства Астраханской области, министра культуры и  туризма Галины Затеевой поступило письмо митрополита Астраханского и Камызякского Никона. Учитывая, что оно несет общественную значимость для всех жителей района и затрагивает культурологические аспекты общественной жизни, администрация сайта считает возможным опубликовать его текст.

Уважаемая Галина Александровна!

В последние  месяцы в среде верующих возникает смущение в связи с запланированным на осень 2017 г. выходом в прокат кинофильма режиссера Алексея Учителя «Матильда».

Как уже известно, фильм имеет сомнительное  и, можно сказать скандальное содержание.

«2017 год-год столетия революционных событий в России, разрушивших Российскую империю, положивших начало кровопролитию и страданию народа. Убита без суда и следствия была и вся царская семья. Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион о просмотренном им фильме Матильда» сказал следующее: «И с чем страна встречает эту дату? Она встречает ее, по сути дела, кощунственным фильмом, который якобы основан на исторических фактах. Но, на самом деле, все эти исторические факты в нем передергиваются. Фильм, этот представляет собой, на мой взгляд, апофеоз пошлости. Конечно, можно сказать: ну, не смотрите. Но речь идет, как мне кажется, о нашем национальном достоянии, о нашей истории. Мы не должны людей такого уровня и такого масштаба, как последний русский император, подвергать такому публичному унижению, показывать его так, как он показан в этом фильме».

Какую нравственную нагрузку несет этот фильм, и будет ли он способствовать согласию в нашем обществе? Эти вопросы сейчас волнуют верующих и патриотически настроенную часть нашего общества.

Данный вопрос рассматривался на заседании Епархиального совета Астраханской епархии и было принято постановление просить Вас отказаться от рекламы данного фильма на территории Астраханской области и его характеристики как некоего выдающегося события в современной культурной жизни России».

Трудно не согласиться, что к числу выдающихся событий этот фильм едва ли отнесешь. Тем более, что скорее всего претендентом на премию Оскар станет лента «Нелюбовь» режиссёра Андрея Звягинцева А вот то, что отсутствие рекламы поможет, как то погасить интерес к фильму,  сомневаюсь, особенно после поднявшегося ажиотажа вокруг кинопремьеры.

Но речь пока не об этом. Церковь, учитывая ее историческую духовную миссию, безусловно, ответственна за формирование нравственных скреп нашего общества, подавая сегодня пример служения единым общечеловеческим ценностям.  Церковь имеет право высказывать свое мнение и участвовать в его формировании, но навязывать его людям, живущим в светском обществе, даже если это не соответствует ее духовным принципам, значит вмешиваться и диктовать условия жизни  гражданского общества.

Очевидно, что сегодня, ситуация вокруг фильма в обществе искусственно нагнетается. В ночь на 31 августа здание в Санкт-Петербурге, где находятся студия «Лендок» и офис студии «Рок» режиссера Алексея Учителя, забросали бутылкам Утром 11 сентября противники фильма «Матильда» сожгли автомобиль адвоката режиссера «Матильды» Константина Добрынина «коктейлями Молотова».  Стоит напомнить, что подобные провокационные выходки уже совершались и ранее.В январе 2017 года, никому не известная организация «Христианское государство — Святая Русь» выступила с призывом громить кинотеатры,  решившие показать «пошлую» кинокартину Учителя. Аналогичное письмо приходило и в адрес директора МБУ по кинообслуживанию населения г. Ахтубинска и Ахтубинского района.

Отношение церкви к подобным действиям экстремистов высказал председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда: «Мы осуждали, осуждаем и будем осуждать действия псевдорелигиозных радикалов, какой бы религией они ни прикрывались, потому что подобные действия одинаково чужды мировоззрению любого верующего человека».

«Что касается позиции режиссера, то самым правильным в данной ситуации является способность слышать друг друга, проявлять такт и уважение, как к чувствам верующих людей, так и к творческой свободе художника», — заявил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИВ.В. Кипшидзе.

Говоря о нашей истории, замечу, что Великая Октябрьская революция, как ее трактовали в советских учебниках, стала следствием глубочайшего кризиса, обусловленного цепью общественно — политических событий повлиявших и изменивших судьбу государства. Выводить фигуру монарха за скобки этих событий, как- то не серьезно. А уж тем более, не ставить ему в вину, как самодержцу, втягивание России в кровопролитную мировую войну, на полях сражений которой полегло 2-2,3   млн. человек, в плену оказалось – 4 млн. русских солдат, инвалидами остались 600 тысяч человек.

Именно война стала катализатором последующих роковых событий и гражданской войны, и раскола русского мира, и эмиграции русской интеллигенции.

Но режиссер, видимо не касается много из того, что стало  причиной трагической гибели Николая Второго и канонизации царской семьи. Речь, скорее всего, идет о личности царя, его человеческой натуре, жизни в миру, и свойственных каждому человеку увлечениях, а вместе с тем слабостях.          Странно, что никого ранее не возмутил фильм о Григории Распутине, который был близок царской семье и своей порочной натурой бросал тень на нее, провоцировал недовольство в обществе и компрометировал окружение самодержца.

Еще более должен вызывать вопросы фильм «Викинг». Казалось бы, речь идет трех братьях, один из которых Владимир идет трудным, окрашенным кровью путем. Разве не впечатляет сцена прозрения Владимира, когда священник Анастас показывает ему на чаше с водой, как его  грехи, как масло портит воду, портят человеческую чистую. От того, что прежняя грешная жизнь князя, на совести которого убийство брата вызывает определенную растерянность, вместе с тем не умаляет исторической роли будущего крестителя Великой Руси. И будет он прославлен в лике святых.

Говоря о воспроизведении в сознании нации нашей истории, я бы согласился с тем, что  пошлостью называют создание «Ельцин-центра» в Екатеринбурге. Имея интерактивную возможность  осмотреть содержание, трудно не согласиться с мнением кинорежиссера Никиты Михалкова высказанного создателям: «Вы смогли впихнуть все самое отвратительное в нашей стране!»

Возвращаясь к письму митрополита Астраханского и Камызякского Никона, не стал бы драматизировать ситуацию. Право на собственное мнение в нашей стране имеют все. Исторический и духовный код, заложенный в каждом из нас, позволит отделить зерна истины от плевел лжи.

Александр Салмин.

(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт «Ахтубинский пилот»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *