В канун праздника мы встретились с Радиков Абраровичем, задали ему несколько вопросов. Получилось коротко, но емко. Эдакие размышления о времени и о себе… И о ГЛИЦ, конечно…
Вехи истории
— Можно ли подвести итоги вековой деятельности Центра? Думаю, да. Но не в формате сегодняшней встречи. Я хочу сказать, что когда думаешь об этом, то сразу начинаешь поднимать планку и себе, и подчиненным. Потому что это такая история, такие люди ее делали…
История ГЛИЦ неразрывно связана с историей развития авиации, с историей страны. Отделить одно от другого просто невозможно. И сегодня мы решаем такие же задачи. В ГЛИЦ проводятся летные испытания и доводка всех видов авиационной техники, исследования по расширению боевых возможностей и применению авиационных средств поражения, испытания средств посадки и спасения экипажей авиационно-космических комплексов.
Самое главное, что ГЛИЦ существует, не смотря на определенные трудности в разные годы. Мы сохраняем традиции и передаем их новому поколению авиаторов.
Сегодняшний облик ГЛИЦ
— Центр плавно приходит в себя после реформ первого десятилетия двухтысячных, избавляясь от того, что мешает работать. Идет процесс оптимизации. Нам пошли на встречу и 8 частей ГЛИЦ снова перешли на собственные штаты. что-то возвращаем, от недопонимания отдельных частей, которые перешли на отдельные штаты. В основном это те части, где большая летная составляющая, где командиры занимаются организацией летной работы.
Пятое поколение – уже реальность
— Результаты будут указаны в акте государственных испытаний, и пока его нет, мы стараемся не давать оценку публично. Скажу из своего опыта, как авиационный комплекс пятого поколения, как боевая машина СУ-57 состоялся. Он прошел апробацию в боевой обстановке. Бортовое оборудование, оружие, другие элементы, которые должны характеризовать самолет пятого поколения, сейчас на стадии оценки. Мы двигаемся вперед. После выполнения каждого полета хочется садиться в кабину и опять лететь. Это мое личное мнение.
Я думаю, что следующий год будет знаковый для Су-57 в положительном плане. Надеюсь, что будет поставлена промежуточная точка и несколько машин у нас будут на испытаниях.
Перспективы
— Мы в ближайшее время будем переходить на госэтап со стратегическим беспилотником, который по технологии «Стелс». Также продолжаем работать над тяжелыми машинами глубокой модернизации — дальние стратегические бомбардировщики, и новым вооружением, которое само по себе – это прорыв вперед, и им будут оснащены наши самолеты. Разработка еще продолжается.
На нашу работу очень большие планы, и причём, по нашему профессиональному предназначению. Очень много тем. Продолжаем реконструкцию аэродрома.
На базе ГЛИЦ недавно прошли специальные учения. Провели мы их достойно, получили хорошую оценку, нареканий не было. Готовимся сейчас к масштабным стратегическим командно-штабным учениям «Кавказ-2020». Несмотря на то, что такие мероприятия выбивают из колеи, главнокомандующий заверил нас, что эти учения не будут мешать заниматься испытательной работой.
К сожалению, с вводом в строй нового жилья не так все, как хотелось бы. Притормозилось и строительство спортивного комплекса на территории гарнизона. Я докладывал об этом губернатору во время нашей недавней встречи. Надеюсь, что с его помощью вопрос сдвинется.
Работаем над повышением социального статуса летчиков-испытателей, и дальше мы продолжим со статусом инженеров-испытателей. Далее по плану и гражданский персонал. Я думаю, что у нас всё получится в ближайшее время. Поэтому плавными шажками будем двигаться вперёд. Поддержка и понимание есть. Сразу решить все проблемы, которые не дают нам работать спокойно, целенаправленно, невозможно. Но мы идем по намеченному плану.
Праздник должен быть у всех
— Я на днях встречался с губернатором Астраханской области Игорем Бабушкиным, и мы обсуждали вопрос проведения юбилея Летно-испытательного Центра.
Сразу хочу сказать, что для меня главное – город, и для меня главное — ветераны. Если я не смогу сделать День открытых дверей, чтобы ахтубинцы с детьми, а тем более город авиационный, смогли все это посмотреть, если, ветераны, которых мы планировали сюда пригласить, не смогут принять участие в торжествах, то нужно менять дату.
По словам губернатора, сейчас идет рост и в Астрахани, и в области рост случаев заражения новой коронавирусной инфекцией. Поэтому, что бы там ни говорили, всплеск осенью возможен. Вторая волна, или третья, не знаю, и не важно… Главное, что мы приняли решение перенести празднование на весну 2021 года. Точнее – на май.
Почему на май. Потому еще будет нормальная погода, относительно теплая и без мошки. К этому времени, надеюсь, будет какая-то определенность и с вакциной. Медики заявляют, что к весне большинство людей переболеют ковидом, а значит у многих будет иммунитет к этой инфекции. Да и вообще, по моему мнению, в мае должна быть стабилизация ситуации. И тогда мы по полной схеме спокойно проведем торжества.
Что касается 3 октября, на которое ранее планировался праздник. Я уже докладывал главнокомандующему, что некоторые мероприятия мы все же выполним. Потому что есть такие пункты программы, которые не можем отложить. Пройдут церемонии награждения большого количества военнослужащих, в том числе и государственными наградами. Нам нужно торжественно открыть храм на территории гарнизона, бюсты на аллее славы и памятную плиту. Эти мероприятия пройдут, возможно, с участием главкома, и обязательно будет губернатор.
На аэродроме будет торжественное построение. Дня открытых дверей не будет, показа не будет. Все переносим на май 2021 года.
Еще раз повторю, мы делаем праздник не для себя, а прежде всего для людей… Именно поэтому все массовые мероприятия перенесены на более позднее время, когда ситуация позволит сделать все масштабно, как это подобает дате. Праздник должен быть у всех жителей авиационного города и у гостей Ахтубинска.
Людмила Доминникова
Полный текст интервью начальника ГЛИЦ им. В.П.Чкалова, Героя России, генерал-майора Радика Бариева. Опубликовано в газете «Испытататель»
21 сентября Государственному ордена Ленина Краснознаменному летно-испытательному центру Министерства обороны Российской Федерации им. В.П. Чкалова исполняется 100 лет со дня образования.
На сегодняшний день Центр обладает уникальной экспериментально-испытательной базой. Только в нем в полном объеме можно выполнить оценку новой и модернизированной авиационной техники и вооружения на соответствие тактико-техническим требованиям.
История ГЛИЦ начинается с 1920 года, когда был создан опытный аэродром на Ходынском поле в Москве. Позже он был преобразован в научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил, а в последующем — в государственный летно-испытательный центр, с 1960 года базирующийся на аэродроме Ахтубинск.
Подразделения ГЛИЦ территориально расположены на 8 базах в Астраханской, Московской, Саратовской областях, полуострове Камчатка, Кабардино-Балкарии и Республике Крым. В состав Центра также входят 5 полигонов, расположенных как на территории России, так и за ее пределами.
В настоящее время ГЛИЦ взаимодействует с более чем со 120 оборонно-промышленными предприятиями, научными институтами, военными научно-исследовательскими учреждениями и строевыми частями.
Возглавляет Центр Герой России, заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, профессор Академии военных наук Российской Федерации, кандидат военных наук генерал-майор Радик Бариев.
(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт «Ахтубинский пилот»)