Породненные с небом

Центру подготовки лётчиков-испытателей Министерства обороны Российской Федерации исполнилось 50 лет. Что это за учебное заведение, в чём его особенность, уникальность? Об этом рассказал    начальник      ГЛИЦ  ИМ. В.П. ЧКАЛОВА генерал-майор Радик БАРИЕВ в интервью «Красной звезде».

– Бурное развитие авиации в середине прошлого века закономерно привело к тому, что появилась необходимость специальной подготовки лётчиков.

– А это, в свою очередь, потребовало организации и создания специальных учебных подразделений, так как основой любой профессиональной подготовки является обучение, а процесс обучения наиболее эффективен в условиях единой учебной обстановки, при выполнении тщательно продуманной и подготовленной программы, а также когда он (процесс обучения) должным образом управляется и контролируется.

До 1971 года в ВВС нашей страны не существовало специального учреждения по подготовке военных лётчиков-испытателей. Она проводилась непосредственно в частях нашего института. До некоторой поры такая система обучения лётчиков-испытателей удовлетворяла потребности частей. Но в дальнейшем, когда авиационная техника стала усложняться, стали усложняться и методы её испытания. Потребовалась более организованная и упорядоченная подготовка лётных кадров испытателей.

29 октября 1971 года начальником Генерального штаба Вооружённых сил СССР было принято решение о создании Центра подготовки военных лётчиков-испытателей. Формирование Центра началось в конце 1972 года, и уже в сентябре–октябре 1973 года был произведён первый набор слушателей. Учёбу начали 18 лётчиков из авиации ВВС, два лётчика из авиации ПВО и два лётчика из авиации ВМФ. Со второго набора (в 1975-м) начали обучение и вертолётчики. 21 марта 1973 года главнокомандующим Военно — воздушными силами утверждено первое Положение о Центре.

Помимо обучения, личный состав центра принимал участие в проведении лётных испытаний. Так, например, в 1975 году лётным составом центра было выполнено 1926 полётов, из них 1303 полёта на подготовку слушателей, остальные – на испытания новых образцов авиационной техники.

 

– На протяжении многих лет не только менялось название Центра, но и проводились организационно-штатные мероприятия…

– Да, но при этом постоянно уделялось внимание вопросам приспосабливания и оптимизации системы подготовки лётчиков и штурманов-испытателей на каждый период. Идя в ногу со временем, обновлялись учебные программы, менялись сроки обучения в поисках оптимальных, внедрялись новые формы и методы обучения и контроля подготовки испытателей.

С 1973 по 1986 год обучение слушателей проходило в течение 10  месяцев по курсам теоретической и лётной подготовки. Теоретическая подготовка слушателей проводилась наиболее подготовленными инженерами испытательных управлений института. На неё отводилось от 700 до 800 часов. Остальное учебное время – на лётную подготовку, в течение которой налёт на каждого слушателя составлял 40–50 часов.

С интенсивным развитием авиации настал такой момент, когда для успешного освоения и качественного проведения испытаний авиационной техники потребовалось повышение у слушателей уровня инженерной и лётно-методической подготовки.

С 1980 года стала более строгой система отбора и организации приёмных экзаменов. Суть её заключалась в том, чтобы как можно раньше, глубже и всесторонне изучить будущего испытателя, ещё задолго до приёмных экзаменов. Для этого кандидатов приглашали на предварительную беседу, в ходе которой проверялись знания, эрудиция и другие качества. По результатам этих собеседований принималось решение о целесообразности вызова кандидатов для сдачи приёмных экзаменов.

 За прошедшие полвека с 1971 по 2021 год Центром подготовлены 601 лётчик (штурман)-испытатель и 453 инженера-испытателя, 34 бортовых специалиста.

В 1987 году был предложен и впоследствии реализован вариант двухгодичной системы подготовки с обучением слушателей в ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского и набором один раз в два года.

Первый набор слушателей для обучения по двухгодичной системе был осуществлён в 1987 году. Подготовка слушателей до уровня лётчика (штурмана)-испытателя 3-го класса стала проводиться в течение 20 месяцев, из них 6 месяцев на теоретическую подготовку, 12 месяцев – лётная подготовка и два месяца отпуск. Данная система просуществовала до 2005 года.

В 1994 году состоялся первый экспериментальный набор слушателей-инженеров, которые прошли подготовку в течение двух лет, и по окончании обучения им была присвоена квалификация «инженер — испытатель».

С 2010 года набор и обучение инженеров-испытателей возобновился в соответствии с новыми требованиями государственной политики в области образования. Период обучения для инженеров в настоящее время составляет пять месяцев.

В 1998 году Центр был реорганизован в два отдела: учебно-лётный и учебно-методический, а с 2013 года в отдел (учебно- лётный, подготовки испытателей) лётно-испытательного центра ГЛИЦ Минобороны России.

– Какими качествами должен обладать лётчик, штурман, чтобы стать хорошим испытателем?

– Испытания авиационной техники являются новым видом профессиональной деятельности для военных лётчиков и штурманов, требующим соответствующей подготовки. Поэтому с каждым годом совершенствуется система отбора, чтобы исключить проникновение на испытательную работу лётного состава с низкими деловыми и моральными качествами. Для уменьшения ошибок в оценке абитуриентов применяется экспертный метод, где в качестве экспертов назначается высококвалифицированный лётный и инженерно-технический состав.

За годы существования Центр подготовки лётчиков-испытателей неоднократно оправдывал своё предназначение, вырастил не одно поколение высокопрофессиональных специалистов, внёс весомый вклад в дело развития авиации и космонавтики. Мы гордимся, что 44 выпускника стали впоследствии Героями Советского Союза и Героями России, более 70 выпускников удостоены высокого звания «Заслуженный лётчик и штурман-испытатель», девять выпускников участвовали в выполнении космических программ.

За весь период с 1971 по 2021 год Центром подготовлены 601 лётчик (штурман)-испытатель и 453 инженера-испытателя, 34 бортовых специалиста. Наши выпускники востребованы на предприятиях и в организациях авиационной промышленности.

В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед Государственным лётно — испытательным центром Министерства обороны Российской Федерации, является подготовка лётчиков (штурманов)-испытателей. На сегодняшний день система подготовки военных испытателей поднята на более высокий уровень. Теоретическое обучение со слушателями ведут научные сотрудники, опытные инженеры-испытатели управлений ГЛИЦ, специалисты соответствующих отделов.

Многие преподаватели являются кандидатами, докторами наук. За лётную подготовку со слушателями по освоению методик лётных испытаний отвечают опытнейшие лётчики (штурманы)-испытатели.

В настоящее время срок обучения для лётчиков (штурманов) составляет 20 месяцев, из них шесть месяцев – теоретическая подготовка, 12 месяцев – лётная подготовка и два месяца отпуск.

– А как выстроен процесс отбора и подготовки?

– В испытательный Центр принимаются лётчики и штурманы авиации Вооружённых сил Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, имеющие высшее профессиональное образование и полную военно-специальную подготовку, квалификационную категорию не ниже лётчика второго класса, возраст до 30 лет, или лётчика первого класса, возраст до 32 лет, имеющие общий налёт не менее 500 часов, годные по состоянию здоровья, успешно прошедшие курсы повышения квалификации в Государственном лётно-испытательном центре Министерства обороны Российской Федерации, а также по ряду других критериев.

После проведения курсов повышения квалификации специалистов, отобранных приёмной комиссией, зачисляют слушателями ГЛИЦ. Оценивание уровня теоретической подготовки осуществляется предметными экзаменационными подкомиссиями путём проведения экзаменов по дисциплинам, определённым курсами повышения квалификации.

Экзамены проводятся по окончании курсов повышения квалификации в трёх группах по отделениям: самолётное, вертолётное, штурманское. Для оценки уровня лётной подготовки на базе ГЛИЦ со слушателями организуются полёты, которые проводят опытнейшие лётчики (штурманы)-испытатели. Слушатели выполняют по два-три полёта на освоенном типе летательного аппарата с разными инструкторами (с целью устранения субъективного мнения), а также полёт на неосвоенном типе летательного аппарата другого класса с целью проверки адаптации к неосвоенным воздушным судам.

Специалистам, успешно завершившим курсы повышения квалификации и соответствующим квалификационным требованиям, на заседании комиссии по определению уровня профессиональной подготовки специалистов предлагается пройти обучение по программе подготовки испытателей.

Общий вывод о целесообразности направления специалиста на учёбу в группы проф-подготовки в ГЛИЦ делается на основании комплексного подхода по всем показателям.

(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и источник информации газету «Испытатель»)

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *