Пожалуй, впервые за свою многолетнюю историю ахтубинский ГЛИЦ им. В.П. Чкалова принимал такую представительную делегацию, в составе которой двадцать девять военных атташе зарубежных стран, конструкторы, специалисты авиационной промышленности, сотрудники Главкомата ВВС, не говоря уже о многочисленной журналистской братии, бравирующей на солнце объективами дорогих видеокамер и фотоаппаратов. Интерес к происходящему в Ахтубинске вполне закономерен. Еще никому из гостей не удавалось так близко убедиться в боевых качествах новых модифицированных авиационных комплексов, располагающих самым современным арсеналом вооружения. Россия даже в ее нынешнем состоянии, словно скупой рыцарь, вынужденная подсчитывать доходы и расходы, все еще не разучилась удивлять кого угодно, тем более в области самолетостроения. Скепсис ряда отечественных и зарубежных специалистов, предрекавших авиационный закат нашей стране и сомневавшихся в способности российских ВВС реально противостоять западным самолетам пятого поколения типа EF-2000 «Еврофайтер» или американскому «Рэптор», оказался неуместным. Встав на путь углубленной модернизации самолетного и вертолетного парка, удалось оснастить боевую машину современным радиоэлектронным оборудованием, новым прицельно — навигационным комплексом и высокоточным оружием. Схема «4+» при своей экономичности и относительной малозатратности (модернизация одного истребителя обходится государству лишь в 1/30 части стоимости закупки нового аналогичного самолета) ничем не уступает пятому поколению машин и вполне доказала свою жизнеспособность, придав современным авиационным комплексам многофункциональность и надежность в решении тактических задач.
Сразу же после приземления Ту-154 всю безудержно рвавшуюся «на свободу»столичную прессу взял под своюопеку заместитель Главнокомандующего ВВС Юрий Петрович Клишин. Изложенный планработы устроил всех. Незнаю уж, что вылетит из-под пера, строчащего на ходу корреспондента «Московской правды» или «Независимой газеты», но в процессе ознакомления с образцами модифицированных типов самолетов все были любезны икорректны. Юрий Петрович уверенно и со знанием дела, а как еще может человек, несколько лет возглавлявший Центр, характеризовал каждую машину, давая по ходу пояснения и отвечая на вопросы. На правах полноценного члена команды мастеров эпистолярного жанра, я достал свою «мыльницу», решив по — ходу сделать пару снимков для газеты, и осекся. Рядом со мной, невозмутимо обводя объекты телескопическим глазом, торчал полуметровый объектив «Nikona», а чуть дальше — еще с десяток не менее крутых «Canоn». Коллеги из «АТВ- Центра» так же смущенно переводили взгляд со своего скромного «Panasonic» на пятидесятитысячедолларовый аппарат телевизионщиков ОРТ. Главное не число, подумал я, имея ввиду долларовый эквивалент, а умение, продолжая внимательно слушать заместителя Главкома. Выстроившиеся в ряд и удивлявшие своей радужной расцветкой Су-ЗОМК вполне отвечали жизненному кредо: форма должна соответствовать содержанию. Идеальную аэродинамическую компоновку удалось наполнить новыми электронными мозгами, сохранив и улучшив режимы и характеристики авиационного комплекса.
— Обратите внимание на вооружение, — остановился Юрий Петрович возле очередной машины, — через два часа вы сможете убедиться насколько эффективно используются различные, от обыкновенных до «умных», средства авиационного поражения.
-Следующий самолет Су-34, очень похожий, если смотреть анфас, на утку. В настоящее время заканчиваются испытания его боевых качеств. Шум моторов взлетающего разведчика Су-17 помешал услышать дальнейшие пояснения, но впереди еще была реальная возможность увидеть Су-34 в деле.
Фронтовой трудяга Су-24. По мнению генерал-майора Александра Харчевского, да, того самого, вывозившего Президента в Чечню, бомбардировщик Су-24М только недавно перелетевший из Жуковского на аэродром ГЛИЦ, обладает рядом уникальных качеств, позволяющих повысить его потенциал. Су-39 сразу привлек внимание собравшихся. Приземистый и внешне похожий на своего горбатого собрата Су- 25, он перенял все положительные качества «Грача». Его испытания также завершаются. Обладая отличными характеристиками,на тренировке, накануне днем, он с первого захода одним ударом обрубил кабину бомбардировщику Ту-16.
Серию самолетов Су сменил проходящий стадию модернизации МиГ-29 СМТ сдополнительными баками для дозаправки в воздухе, информационно-управляемой кабиной и новым локатором. Следующими стояли Ми-17 (ночной вертолет). Ми-35 с тепловизором, позволяющим работать в ночное время, знаменитый Ка-50 («Черная акула») и Ка-52 («Аллигатор»).
Военно-транспортную авиацию представляли большегрузный Ил-76 МД и Ан-70, как известно, потерпевший аварию зимой, но полностью восстановленный.
Чуть позже мы смогли составить о нем мнение.
Возвратившийся Су-17, обдав всех горячей волной и не выветрившимися парами керосина, покатил дальше по бетонке, а мы, рассевшись в автобусы, двинулись в путь.
Дорога на Грошево заняла минут 30, вполне хвативших, чтобы присмотреться к товарищам по цеху. За общими разговорами о жаре и перезвоном мобильников, извещавших абонентов о значительном удалении от Москвы, я успел познакомиться с Сергеем Скрынниковым — редактором журнала «Вестник Воздушного Флота», великолепным фотографом и Алексеем Самолетовым, чьи репортажи из горячих точек хорошо знакомы зрителям РTP.
Подлатанная во многих местах узкоколейная проезжая часть была рассчитана на движение в одном направлении. Впрочем, любая встреча на этом отрезке казалась маловероятной. Застывшие через каждые 3-4 км посты милиции и военных контролеров, тут же развернули бы или указали на обочину любому автомобилю, оказавшемуся на пути. Съехав на грунтовку, мы ощутили преимущество первой машины — густое пыльное облако закрыло задний обзор и следующую за нами колонну. В конце концов, пусть и гости, в том числе иностранные, ощутят на себе все прелести засушливого астраханского лета. Переоборудованный под командный пункт ЦП (измерительный пункт) представлял собой двухэтажное здание с расположенной наверху площадкой для руководства полетами и обзора. Ежедневными, невероятными усилиями личного состава части под руководством полковника Васина В.И. и, несомненно, всех остальных, присланных на подмогу, удалось провести качественный ремонт и придать территории вполне приличный, с элементами армейского шика вид.
Ощущая любопытные взгляды собравшихся и более проницательные сотрудников спецслужб, военные атташе вели себя вполне уверенно и после обмена приветствиями заняли места на трибуне. Среди приглашенных — офицеры стран Юго-Восточной Азии, Индии, Ирака, бывшие соратники по Варшавскому Договору, т.е. наши сегодняшние партнеры по военно-техническому сотрудничеству. Ничего удивительного в том, что они приняли приглашение и прилетели. Товар следует выбирать, а нам в свою очередь, уметь его показывать лицом. Россия выдерживает жесткую конкуренцию на рынке оружия с ведущими западными странами и уступать им не намерена, а впечатления, которые военные спецы бурно выражали возгласами и аплодисментами, должны лишний раз послужить аргументом в нашу пользу.
Высоко задрав головы, мы наблюдаем за появлением самолета-разведчика Ил-20, с высоты 5 тыс. метров ведущего обнаружение наземной цели и передающего в реальном измерении четкое изображение на экраны КП. Здесь, в мозговом центре авиационного показа, достигнуто четкое взаимодействие между всеми участниками работ. Обстоятельно, со знанием дела, отдает команды ответственный за полеты полковник Покусаев В. Д. Внешне спокоен начальник ГЛИЦ им. В.П. Чкалова генерал-лейтенант Трегубенков Ю.П.
Неожиданно рядом с трибуной что-то зажужжало, напоминая знакомый звук. Так и есть, сопровождаемый резким хлопком по наклонному устройству устремился вверх беспилотный аппарат «Пчела».
Вскоре слева, засвеченный ярко-оранжевым шаром появляется Су-З0МК (летчик Пестриков А.К., штурман Романов В.М.) в сопровождении пары Су-27 (летчики Серегин С.Ф., Салахутдинов Т.Б.). Следует атака бомбами калибра 500 кг и резкий уход в сторону, от осколков, очередной разворот истребителя — и пуск ракет по танковой колонне. Один за другим следуют взрывы, и черная мгла скрывает от нас пораженные цели. Удачно отбомбились Су-25 и Су-39, поразив бомбардировщик и передвижные средства противника. Эстафету принимает более тяжелый Су-24 (летчик Наумов А. В., штурман Мартьянов С.Н.). «Сушка» сбрасывает ОфАБ-250 с виража, затем повторяет маневр, выполняя бомбометание с разворотом по трем целям одновременно. Курс 90 градусов (со стороны Волгограда), на горизонте появляется самолет Су-34, пилотируемый Героем России полковником Маликовым И., И., точный выход на цель, сброс 14 бомб и огромная площадь покрывается черными нарывами. После противоосколочного маневра еще один заход и пуск ракет С-8.
Продолжили показ боевые вертолеты, резкими толчками авиационных пушек нарушая покой израненной земли. Когда стемнело, сочные всполохи огня и света завершили картину угасающего дня. Видимо, не только у меня, но и у всех присутствующих, насколько я умею читать по лицам, возникла одна очень весомая мысль: мы способны поражать не только воображение, но и цели вероятного противника. Пусть что угодно бубнят пессимисты, пофигисты и пацифисты, но пока жива Россия, ей быть с крыльями.
Александр САЛМИН.
Август 2001 года
(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт)