Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
Специальный репортаж. Часть вторая. Сорок восемь тревожных часов на полигоне Грошево

Специальный репортаж. Часть вторая. Сорок восемь тревожных часов на полигоне Грошево

-Бобак.., Владимир Петрович, я Вас о чем преду­преждал? — откуда-то издалека донесся голос гене­рал-лейтенанта Клишина Ю.П. Главный конструктор фирмы Сухого, создатель Су-39 от неожиданности вздрогнул и по-мальчишески, застигнутый врасплох, замер, опустив руки по швам. Виновато извинив­шись, он попросил журналистов подойти чуть позже, но почувствовав запах добычи, те и не думали рас­ходиться, все плотнее обступая главного. Крупное, добродушное лицо Бобака застыло в нерешитель­ном раздумье, он слегка тряхнул зачесанной назад седой прядью, стараясь пересилить сомнения и продолжил.

  Опыт ряда локальных войн предъявил к совре­менному штурмовику повышенные требования. Во-первых, точность выхода на цель, ограниченный интервал ее поиска и наличие более совершенных поражающих систем. Раньше мы закладывали в са­молет характеристики, обусловленные задачами тотальной войны. Армия не испытывала недостатка в боеприпасах. Бомби сколько угодно, без разбора. За последнее время наши подходы существенно изменились, в том числе и по экономическим сооб­ражениям. Сами войны приняли иной характер. Если прежде штурмовик работал в пределах 50- 150 км прифронтовой полосы, а дальше зону пере­крывали Миг-23, Миг-27, Су-17, то сейчас эти само­леты списаны, и кто-то должен заполнить образо­вавшийся вакуум.

Мы увеличили дальность, разнесли два двигате­ля, — на случай поражения ракетой одного, другой смог бы автономно обеспечить полет, продублиро­вали, систему управления, получив современную «летающую крепость». Следующий наш шаг — само­лет Су-39. При определенной преемственности, в том числе бронированного «брюха», позволяющего выдерживать 30 мм снаряд, он оснащен оптико — телевизионной системой «шквал» с 23-х кратной системой увеличения, дающей возможность летчику распознать цель — типа танк, на расстоянии 10-15 км. Более того, система позволяет отслеживать пере­движение объекта. Мы идем своим путем, ведь наша программа дешевле…

  Владимир Петрович, — в очередной раз раздал­ся повелительный голос заместителя главкома, как в сказке про медведя и Машеньку, неусыпно бдев­шую за своим спутником.

  Юрий Петрович, я в пределах разрешенного, — смутился главный конструктор, вновь пытаясь найти глазами вездесущего Клишина.

                                                                                                               

Ожидание, так хорошо знакомое тем, кто хоть раз в жизни принимал решение и брал ответственность на себя, такое тягучее, вязкое, ежесекундно зами­рающее на каждом делении циферблата и, наконец, срывающееся в неудержимом потоке событий, вдруг разрушилось грохотом пролетевших над полигоном тройки «Сушек». Момент истины принял реальные очертания.

Далеко не случайно для показа выбран полигон ГЛИЦ им. В.П.Чкалова. Уже в который раз ВВС ис­пользуют весь накопленный летный, научно- технический потенциал центра для демонстрации боевых возможностей авиации. Когда-то в далекие 30-е, еще на подмосковной базе, своим авторитетом и талантом В.П. Чкалов подтвердил репутацию авиации, как са­мой романтичной и мобильной представительницы рода войск. Позже, в биографию института вписывали новые факты уже другие летчики, сохраняя и укрепляя его позиции. Даже Хрущев, своей неоднозначной политикой на­несший серьезный урон Вооруженным Силам, посетив Ахтубинск, оставил в неприкосновенности структуру и численность института. А генсек Брежнев, тридцать лет назад, под впечатлением увиденного на этом же полигоне, смог реально почувствовать боевой настрой передового отряда ВВС и с нерастраченным чувством собственного достоинства через год подписал исторический договор по ПРО. Во­обще, 70-е можно назвать этаким авиационным ре­нессансом с учетом, что настоящий подъем и лю­бовь нации все же приходится на тридцатые. Но именно в годы так называемого «застоя» в Ахтубинске прошли испытания многие образцы авиационной техники, до сих пор верой и правдой служащие стране. Благодаря им, мы достигли паритета в об­ласти авиации с американцами.

                                                                                                                   

Доверив ГЛИЦ ор­ганизацию боевых работ, командование ВВС не ошиблось. По крайней мере, Главнокомандующий генерал-армии А. Корнуков выразил удовлетворение и своего мнения не скрывал. А ведь я помню иную точку зрения Анатолия Михайловича, когда несколько лет назад он впервые, только вступив в должность, посетил Ахтубинск и вопрос нашего кор­респондента об уникальности института его даже озадачил. Ну да ладно, как говорится, кто дурное помянет…

Работа фронтового бомбардировщика Су-24 по наземным целям сама по себе впечатляет, а прошед­шего модификацию, впечатляет вдвойне. Самолет, непрерывно маневрируя, то и дело менял рисунок атаки, нанося бомбовый удар с виража на нисходя­щей спирали или с набора высоты, при этом, исклю­чая любой намек на простой горизонтальный полет. Не менее эффектно смотрелась постановка воз­душной мишени на парашюте, а затем ее уничтоже­ние. То же самое Су-30 проделал и с реальной це­лью. Запущенный с земли Ла-17, покружив в возду­хе, вышел в район стрельб, где пал жертвой ракет, выпущенных с истребителя летчиком Шишовым А. и штурманом Юраковым И. Точность попадания в ту или иную цель вызывали оживление у гостей. Не выдержав эмоционального перегрева, индус встал и поклонился устремляющемуся в поднебесье само­лету, а в перерыве, расчувствовавшись чистосер­дечно открыл военную тайну корреспонденту «АТВ — Центра» Юлии Ляшенко, тоже пав жертвой, но уже иных поражающих факторов. Эх, Юля, Юля, тебе бы в разведке служить. Смешавшись с взъерошенной пылью, поднятой на несколько десятков метров, гус­тые клубы гари заслонили горизонт, лишь иногда, после очередного порыва ветра, обнажая фрагмен­ты исковерканной техники.

  Да, славная была охота, — усмехнулся один из операторов ЦТ, явно подражая вожаку стаи Киплин­га. Очередная острота застряла где-то на вдохе.

   Прошу всех ко мне, — перехватил инициативу Клишин, согласившись на интервью. Обкатанный столичной прессой, он знал цену любой оговорки, способной незамедлительно вызвать газетную оп­леуху, или того хуже, пиаровский наезд, но тем не менее держался уверенно и хладнокровно.

   В отличие от шоу, которые так любят устраи­вать на Западе, мы демонстрируем штатную технику и средства вооружения. Вы смогли лично убедиться, как действуют авиационные комплексы, оснащенные современными системами. Если раньше пилот визу­ально обнаруживал цель, используя навигационные приборы, то теперь упор делается на самолетные системы, позволяющие за счет технического зрения применять высокоточное оружие.

            Действительно, поражение РЛС противника вы­глядело эффектно. Сбросив бомбу, самолет ушел в сторону, а 250 килограммовый высокоточный заряд точно нашел цель, да еще под требуемым углом. Предположительно, так и выкуривают террористов, прячущихся в своих норах, где-нибудь в скалистых расщелинах гор. Нас отвлек стрекот вертолета. Знаменитый Ка-50 «Черная акула» вороной масти стремительно рыская в поисках добычи, чувствовал себя в родной стихии. К вечеру основательно раз­моренные от жары, гости пытались утолить жажду теплым пивом, а хозяева уже жили измерениями завтрашнего дня.

                                                                                                                             

Вопреки ожиданиям, Путин не прилетел, но вме­сто него прибыл вице-премьер Илья Клебанов. И не один, а в окружении достаточно представительной группы официальных лиц. Бывший Главком ВВС, а затем Министр обороны Шапошников является помощником Президента, начальника российского Генштаба генерала армии А. Квашнина,  представлять не надо, вместе с ним Главнокоман­дующий авиацией генерал армии А. Корнуков, ко­мандующий РВСН генерал-полковник Н. Соловцов, генеральный директор Росавиакосмоса Ю.Коптев, Гендиректор фирмы «Сухого» М. Погосян, Гене­ральный конструктор АООТ «ОКБ Сухого» М. Симо­нов, Генеральный директор АК им. Ильюшина В. Ливанов. Сами понимаете, просто так, ради эф­фектного зрелища, люди такого уровня визиты не наносят. Значит повод, действительно, серьезный.

Черноморское заявление Президента, одновре­менно Верховного Главнокомандующего, свидетельствуют о серьезных намерениях реформиро­вать армию. «Не надо держаться за старое», — уточняет Министр обороны С. Иванов, призвав рационально использовать имеющуюся технику. Модернизация открывает новые перспективы. К 2005 году предстоит качественно обновить 80% самолетного парка. И не последнее слово в этом скажут летчики и специалисты ГЛИЦ. Вице- премьер курирует оборонку и отвечает за разме­щение заказов. Он готов помочь армии и поддер­жать военно-промышленный комплекс, но в преде­лах бюджета и госзаказа. Следовательно, предстоит выбирать приоритеты. Говорить о том, какое место в планах Клебанова И И. займет авиация, пока рано, но показ его удовлетворил. Поблагодарив личный сос­тав ГЛИЦ, вице-премьер лично наградил особо отличившихся офицеров дорогостоящей аудио- и видеоаппаратурой. Щедро от имени Главкома вру­чал часы Клишин Ю. П., не забыл о подарках и губернатор Гужвин А.П. Для Ахтубинска происходившее за эти два дня в пыльной степи, выходит за рамки факта из разряда любопытных. При очевидной предрасположенности района к земле, город-то у нас все-таки авиацион­ный. И любой сбой в работе военной промышлен­ности грозит безработицей сотням людей. Так что делайте вывод сами.  

                                                                                                                     

            Наконец-то все позади. Беспросветная суета предыдущих месяцев, сопровождавшаяся нерво­трепкой, руганью, матом и хрипом надорванных глоток, миллионами сожженных нервных клеток и тысячами выкуренных сигарет, поседевшими вис­ками и потом, впитавшимся, казалось навечно в человеческую плоть, растворилась, бесследно ис­чезла в нейтральной среде полигона. Спустя несколько часов, в утомленную тишину аэродрома вновь ворвался гул разбуженных турбин. Совершая свой четко — очерченный круг, жизнь Государствен­ного летно-испытательного центра входила в свою обычную колею.

 Александр Салмин.   Август 2001 года.

      

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *