-Бобак.., Владимир Петрович, я Вас о чем предупреждал? — откуда-то издалека донесся голос генерал-лейтенанта Клишина Ю.П. Главный конструктор фирмы Сухого, создатель Су-39 от неожиданности вздрогнул и по-мальчишески, застигнутый врасплох, замер, опустив руки по швам. Виновато извинившись, он попросил журналистов подойти чуть позже, но почувствовав запах добычи, те и не думали расходиться, все плотнее обступая главного. Крупное, добродушное лицо Бобака застыло в нерешительном раздумье, он слегка тряхнул зачесанной назад седой прядью, стараясь пересилить сомнения и продолжил.
— Опыт ряда локальных войн предъявил к современному штурмовику повышенные требования. Во-первых, точность выхода на цель, ограниченный интервал ее поиска и наличие более совершенных поражающих систем. Раньше мы закладывали в самолет характеристики, обусловленные задачами тотальной войны. Армия не испытывала недостатка в боеприпасах. Бомби сколько угодно, без разбора. За последнее время наши подходы существенно изменились, в том числе и по экономическим соображениям. Сами войны приняли иной характер. Если прежде штурмовик работал в пределах 50- 150 км прифронтовой полосы, а дальше зону перекрывали Миг-23, Миг-27, Су-17, то сейчас эти самолеты списаны, и кто-то должен заполнить образовавшийся вакуум.
Мы увеличили дальность, разнесли два двигателя, — на случай поражения ракетой одного, другой смог бы автономно обеспечить полет, продублировали, систему управления, получив современную «летающую крепость». Следующий наш шаг — самолет Су-39. При определенной преемственности, в том числе бронированного «брюха», позволяющего выдерживать 30 мм снаряд, он оснащен оптико — телевизионной системой «шквал» с 23-х кратной системой увеличения, дающей возможность летчику распознать цель — типа танк, на расстоянии 10-15 км. Более того, система позволяет отслеживать передвижение объекта. Мы идем своим путем, ведь наша программа дешевле…
— Владимир Петрович, — в очередной раз раздался повелительный голос заместителя главкома, как в сказке про медведя и Машеньку, неусыпно бдевшую за своим спутником.
— Юрий Петрович, я в пределах разрешенного, — смутился главный конструктор, вновь пытаясь найти глазами вездесущего Клишина.
Ожидание, так хорошо знакомое тем, кто хоть раз в жизни принимал решение и брал ответственность на себя, такое тягучее, вязкое, ежесекундно замирающее на каждом делении циферблата и, наконец, срывающееся в неудержимом потоке событий, вдруг разрушилось грохотом пролетевших над полигоном тройки «Сушек». Момент истины принял реальные очертания.
Далеко не случайно для показа выбран полигон ГЛИЦ им. В.П.Чкалова. Уже в который раз ВВС используют весь накопленный летный, научно- технический потенциал центра для демонстрации боевых возможностей авиации. Когда-то в далекие 30-е, еще на подмосковной базе, своим авторитетом и талантом В.П. Чкалов подтвердил репутацию авиации, как самой романтичной и мобильной представительницы рода войск. Позже, в биографию института вписывали новые факты уже другие летчики, сохраняя и укрепляя его позиции. Даже Хрущев, своей неоднозначной политикой нанесший серьезный урон Вооруженным Силам, посетив Ахтубинск, оставил в неприкосновенности структуру и численность института. А генсек Брежнев, тридцать лет назад, под впечатлением увиденного на этом же полигоне, смог реально почувствовать боевой настрой передового отряда ВВС и с нерастраченным чувством собственного достоинства через год подписал исторический договор по ПРО. Вообще, 70-е можно назвать этаким авиационным ренессансом с учетом, что настоящий подъем и любовь нации все же приходится на тридцатые. Но именно в годы так называемого «застоя» в Ахтубинске прошли испытания многие образцы авиационной техники, до сих пор верой и правдой служащие стране. Благодаря им, мы достигли паритета в области авиации с американцами.
Доверив ГЛИЦ организацию боевых работ, командование ВВС не ошиблось. По крайней мере, Главнокомандующий генерал-армии А. Корнуков выразил удовлетворение и своего мнения не скрывал. А ведь я помню иную точку зрения Анатолия Михайловича, когда несколько лет назад он впервые, только вступив в должность, посетил Ахтубинск и вопрос нашего корреспондента об уникальности института его даже озадачил. Ну да ладно, как говорится, кто дурное помянет…
Работа фронтового бомбардировщика Су-24 по наземным целям сама по себе впечатляет, а прошедшего модификацию, впечатляет вдвойне. Самолет, непрерывно маневрируя, то и дело менял рисунок атаки, нанося бомбовый удар с виража на нисходящей спирали или с набора высоты, при этом, исключая любой намек на простой горизонтальный полет. Не менее эффектно смотрелась постановка воздушной мишени на парашюте, а затем ее уничтожение. То же самое Су-30 проделал и с реальной целью. Запущенный с земли Ла-17, покружив в воздухе, вышел в район стрельб, где пал жертвой ракет, выпущенных с истребителя летчиком Шишовым А. и штурманом Юраковым И. Точность попадания в ту или иную цель вызывали оживление у гостей. Не выдержав эмоционального перегрева, индус встал и поклонился устремляющемуся в поднебесье самолету, а в перерыве, расчувствовавшись чистосердечно открыл военную тайну корреспонденту «АТВ — Центра» Юлии Ляшенко, тоже пав жертвой, но уже иных поражающих факторов. Эх, Юля, Юля, тебе бы в разведке служить. Смешавшись с взъерошенной пылью, поднятой на несколько десятков метров, густые клубы гари заслонили горизонт, лишь иногда, после очередного порыва ветра, обнажая фрагменты исковерканной техники.
— Да, славная была охота, — усмехнулся один из операторов ЦТ, явно подражая вожаку стаи Киплинга. Очередная острота застряла где-то на вдохе.
— Прошу всех ко мне, — перехватил инициативу Клишин, согласившись на интервью. Обкатанный столичной прессой, он знал цену любой оговорки, способной незамедлительно вызвать газетную оплеуху, или того хуже, пиаровский наезд, но тем не менее держался уверенно и хладнокровно.
— В отличие от шоу, которые так любят устраивать на Западе, мы демонстрируем штатную технику и средства вооружения. Вы смогли лично убедиться, как действуют авиационные комплексы, оснащенные современными системами. Если раньше пилот визуально обнаруживал цель, используя навигационные приборы, то теперь упор делается на самолетные системы, позволяющие за счет технического зрения применять высокоточное оружие.
Действительно, поражение РЛС противника выглядело эффектно. Сбросив бомбу, самолет ушел в сторону, а 250 килограммовый высокоточный заряд точно нашел цель, да еще под требуемым углом. Предположительно, так и выкуривают террористов, прячущихся в своих норах, где-нибудь в скалистых расщелинах гор. Нас отвлек стрекот вертолета. Знаменитый Ка-50 «Черная акула» вороной масти стремительно рыская в поисках добычи, чувствовал себя в родной стихии. К вечеру основательно разморенные от жары, гости пытались утолить жажду теплым пивом, а хозяева уже жили измерениями завтрашнего дня.
Вопреки ожиданиям, Путин не прилетел, но вместо него прибыл вице-премьер Илья Клебанов. И не один, а в окружении достаточно представительной группы официальных лиц. Бывший Главком ВВС, а затем Министр обороны Шапошников является помощником Президента, начальника российского Генштаба генерала армии А. Квашнина, представлять не надо, вместе с ним Главнокомандующий авиацией генерал армии А. Корнуков, командующий РВСН генерал-полковник Н. Соловцов, генеральный директор Росавиакосмоса Ю.Коптев, Гендиректор фирмы «Сухого» М. Погосян, Генеральный конструктор АООТ «ОКБ Сухого» М. Симонов, Генеральный директор АК им. Ильюшина В. Ливанов. Сами понимаете, просто так, ради эффектного зрелища, люди такого уровня визиты не наносят. Значит повод, действительно, серьезный.
Черноморское заявление Президента, одновременно Верховного Главнокомандующего, свидетельствуют о серьезных намерениях реформировать армию. «Не надо держаться за старое», — уточняет Министр обороны С. Иванов, призвав рационально использовать имеющуюся технику. Модернизация открывает новые перспективы. К 2005 году предстоит качественно обновить 80% самолетного парка. И не последнее слово в этом скажут летчики и специалисты ГЛИЦ. Вице- премьер курирует оборонку и отвечает за размещение заказов. Он готов помочь армии и поддержать военно-промышленный комплекс, но в пределах бюджета и госзаказа. Следовательно, предстоит выбирать приоритеты. Говорить о том, какое место в планах Клебанова И И. займет авиация, пока рано, но показ его удовлетворил. Поблагодарив личный состав ГЛИЦ, вице-премьер лично наградил особо отличившихся офицеров дорогостоящей аудио- и видеоаппаратурой. Щедро от имени Главкома вручал часы Клишин Ю. П., не забыл о подарках и губернатор Гужвин А.П. Для Ахтубинска происходившее за эти два дня в пыльной степи, выходит за рамки факта из разряда любопытных. При очевидной предрасположенности района к земле, город-то у нас все-таки авиационный. И любой сбой в работе военной промышленности грозит безработицей сотням людей. Так что делайте вывод сами.
Наконец-то все позади. Беспросветная суета предыдущих месяцев, сопровождавшаяся нервотрепкой, руганью, матом и хрипом надорванных глоток, миллионами сожженных нервных клеток и тысячами выкуренных сигарет, поседевшими висками и потом, впитавшимся, казалось навечно в человеческую плоть, растворилась, бесследно исчезла в нейтральной среде полигона. Спустя несколько часов, в утомленную тишину аэродрома вновь ворвался гул разбуженных турбин. Совершая свой четко — очерченный круг, жизнь Государственного летно-испытательного центра входила в свою обычную колею.
Александр Салмин. Август 2001 года.