16 августа 1983 года на морском полигоне «700» войсковой части 15650 был проведен уникальный летный эксперимент: так называемый «звездный налет» — нанесение массированного залпового ракетного удара по авианосному соединению с пуском пяти ракет. Экипажами дальней авиации с самолетов ТУ-22М и ТУ-16 произведен залповый пуск трёх ракет Х-22Н по цели 710 и двух ракет К-10С по цели 706.
Накануне этих событий мне и Чигрину В. С., впоследствии ставшему старшим преподавателем Харьковского авиационного училища, было присвоено очередное воинское звание. Согласовав с начальником отдела Волосковым Ю. Н. традиционный план мероприятий, естественно включавший товарищеский ужин, мы начали готовиться к нему. Однако присутствовать на нем не пришлось. Поручив принимать поздравления своему коллеге Соловьеву А. И., я вместе с помощником Сычевским Ю. П. убыли в командировку в Полтаву на постановку задачи. После чего Александр Иванович накануне пусков вместе с оперативной группой вылетели на самолете АН-26 в Форт-Шевченко, с посадкой в п. Гвардейском, где должны были взять на борт руководителя работ Главного штурмана ВВС Шабунина Александра Ивановича, который отдыхал вместе с Главкомом в Судаке. Прождав после хорошего обеда в летной столовой более трёх часов, мы уже начали терять надежду, как увидели старенькую «Волгу», а в ней сердитого Шабунина, который еще больше нахмурился, когда узнал, что нет «добра» на вылет. Схватив телефон, он позвонил в центр управления воздушным движением со словами: «Антипов, если я через 20 минут не взлечу, то по приезду в Москву оторву тебе голову». Подойдя к Александру Ивановичу, с которым я был в хороших отношениях (Уже позже, при встречах в Главном штабе ВВС, каждый раз он задавал вопрос: «Как, ты еще не подполковник?», понимая под ним своё обещание о досрочном присвоении мне воинского звания за работы, речь о которых пойдет ниже) спросил: «Обедал ли?»
После взлета, перекусив, Александр Иванович начал свой рассказ, как начальник Крымского полигона подсунул старую «Волгу» и молодого водителя, который где-то на перекрестке свернул не в ту сторону, и они объездили пол-Крыма, прежде чем попали в Гвардейское. Приземлившись в Форт-Шевченко около девяти вечера, мы были встречены командиром части Царьковым В. Г., славившимся своим гостеприимством. Уха из осетрины под кизлярский коньяк завершилась ночным купанием в Каспийском море.
Но уже в четыре часа утра мы были в Бузачах, где нас ожидал ответственный руководитель в/ч 21239 Евсюк Л А. с докладом о готовности трассово-измерительного комплекса к работам. Надо отдать должное специалистам этого управления, перебросившим в район учений не один эшелон техники и выполнившим большой объем работ для обеспечения исследований. Необходимость обеспечения безопасности выдвинула особые требования к связи, позволяющей оперативно влиять на ход летного эксперимента, для чего была прикомандирована рота тропосферной связи.
После получения доклада от экипажей самолетов и наземных средств сопровождения и регистрации о готовности, на заданном рубеже было выдано разрешение на выполнение залпового пуска, который прошел точно в назначенное время. Через одну минуту после пуска был поднят самолет для осмотра мишеней, и по докладу с борта вертолета представителя полигонной службы Воронина А. С. все ракеты прямым попаданием поразили цель. Были поражены 710, 706 и 709 мишени.
Танкер «Большевик Рахула Ахундов» после списания выступал в роли надводной мишени. Типа «Ленин», построен в 1935 г. на верфи завода «Красное Сормово». Принадлежал Каспийскому пароходству, был приписан к порту Баку, регистрационный номер М-6537. На заднем плане «истерзанный ракетами» танкер «Валерий Чкалов». Морской полигон Бузачи, 1968 год.
Отслеживая регистрируемые параметры ракет в ходе автономного полета, был отмечен срыв «захвата» на участке пикирования одной из них. Но об этом было приказано «молчать». После доклада Главкому ВВС Кутахову П. С. руководитель работ объявил благодарность составу КП, обеспечивающему управление данным летным экспериментом.
Описанный выше летный эксперимент явился следствием событий, развивавшихся годом раньше. В ходе англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских островов в мае 1982 г. был потоплен английский эсминец «Шеффилд» К данному конфликту был проявлен большой интерес специалистов по анализу и оценке тактики действия авиации на море. По существующей на тот период доктрине борьбы с авиационными управляемыми системами вероятного противника имелось секторное распределение зон ответственности между подводным, надводным флотами и авиацией ВМФ и ДА. В зависимости от театра военных действий этот сектор для авиации составляет 30-120°.По мнению специалистов, тактика применения авиации в условиях сильного противодействия ПВО вероятного противника и необходимость получения максимальной эффективности системы К-22, состоящей на тот период на вооружении, требовали увеличения количества ракет в залпе. Система К-22, прошедшая государственные испытания в 60-х годах, позволяла формировать залп только из ограниченного количества ракет при их групповом применении, что не отвечало требованиям времени.
К этому периоду между нашим институтом и центром боевого применения (ЦБП) авиации ВМФ шла переписка о необходимости увеличения количества ракет в залпе. Имелся ряд технических и организационных проблем, которые требовали исследований и разрешения.
Разработанная мною и отправленная на согласование программа вернулась вместе с Директивой ГК ВВС, предписывающей 8 ГНИКИ совместно с БП ВВС и ЦБП авиации ВМФ провести исследования: в соответствии с утвержденной программой. Ответственным от 8 ГНИКИ был назначен ведущий инженер Гоменюк А. И , от БП ВВС старший штурман-инспектор Егоров В. Е. и старший летчик-инспектор Печейкин А Д., от Николаевского ЦБП авиации ВМФ старший инженерДроздов Ю.
Было получено разрешение Генерального штаба на работу бортовых РЛС и аппаратуры наведения ракет на боевых частотах.
Исследования проводились в 2 этапа. На первом, выполнено два групповых вылета в составе авиационного полка, вооруженного самолетами Ту-22М, в варианте загрузки с одной и двумя ракетами Х-22М и один вылет в составе авиационной дивизии — тактическое нанесение группового удара по морскому полигону «700». При организации этих исследований за 10 минут до развертывания самолетов в боевые порядки, в сторону южных границ СССР выполнялись тактические пуски парой самолетов 22М и Ту-16 под прикрытием восьми самолетов РЭБ для дезинформации наземных постов разведки и РТР, находящихся на территории Ирана и Турции.
Второй этап состоял из наземных исследований и летных испытаний. Наземные исследования проводились автором этих строк и представителем Николаевского ЦБП на базе Полтавского авиационного полка с помощью доработанной КИУ (контрольно-измерительной установки) ВКР-ПМГ, которая использовалась для моделирования помеховых сигналов. Были исследованы частотные характеристики аппаратуры наведения первого боекомплекта ракет, участвующих в полетах, и бортовых РЛС самолетов. Выполнены необходимые доработки аппаратуры наведения ракет, направленные на снижение взаимовлияния в автономном полете. После чего перешли к летной части исследований, предусматривающей 6 групповых вылетов в составе 3-6 самолетов ТУ-22М с ракетами Х-22Н в различных боевых порядках. В этих полетах использовалось приспособление, разработанное и изготовленное моими учителями Ворошиловым Б. В. и Удодовым В.А., позволяющее одновременно работать под самолетом-носителем на излучение двум ракетам, правда, при этом пришлось дать расписку старшему инженеру Воздушной армии Быкову А. Г. за безопасность полетов. Второй этап исследований завершился 26 августа 1982 года залповым пуском 3-х ракет Х-22Н с дальности, ограниченной возможностями полигона в/ч 15650, по цели. Результат пуска — прямое попадание всех ракет.
В организации описанных работ большую помощь оказывали генералы Паньшиинский В. А. и Инюшин О Б. Основные трудности при выполнении исследовательских полетов были в своевременной доставке и расшифровке бортовой и телеметрической информации для принятия решения на очередной вылет. В этих целях был выделен самолет АН-26 для доставки материалов регистрации, поэтому приходилось постоянно летать за ними по маршруту Полтава — Ахтубинск — Полтава. Были обработаны километры пленок ФАРМ и САРПП телеметрических записей. В течение месяца после успешного выполнения работ в Полтаве шла отработка акта и рекомендаций строевым частям, являющимся одним из разделов акта. Акт был доставлен на самолете в сопровождении старшего штурмана дивизии Чистякова Г. А.
Подписание акта начальниками управлений и института прошло без существенных замечаний, однако утверждение акта Главкомом ВВС состоялось только в ноябре 1983 года.
За эти работы целый ряд специалистов нашего института были награжден ценными подарками и грамотами от Главкома ВВС, в частности я награжден именными часами «Полет».
В декабре 1982 г. состоялось совещание у командующего ДА Решетникова В. В., на котором присутствовали представители всех заинтересованных организаций, от института участвовали начальник 2 Управления Бетехтин П. Н. и автор, где обсуждались результаты испытаний и проблемные вопросы, связанные с взаимовлиянием на предельных дальностях пуска, результатом которого явилось решение по организации и проведению «Звездного налета».
Вызывает сожаление то, что данный уникальный летный эксперимент не нашел должного юридического оформления и остался только в памяти людей, участвовавших в нем.
Лауреат Государственной премии, Почетный радист РФ, полковник запаса
А.И.Гоменюк