…Это была работа, о которой говорят — доводка. Завершались испытания системы автоматического управления одного из самолетов. Летчик-испытатель подполковник Сергей Полухин и штурман- испытатель подполковник Владимир Кетов 31 мая 1990 года получили разрешение на взлет. Крылатая машина оторвалась от взлетно-посадочной полосы и вдруг с высоты не более 100 метров с глубоким креном круто ушла к земле и унесла жизни двух наших товарищей…
Теперь много пишут и говорят об успехах самолетостроительных ОКБ: МИГ-29, Су-27, Ту-160 и Ан-124«Руслан». При этом в тени нередко остается огромный труд летчиков, штурманов, инженеров, техников нашего института, тех, кто дал этим замечательным машинам путевку в небо.
В июле прошлого года мы с Виктором Наймушиным выполняли полет на Ту-134. Из Москвы забрали детей, отдыхающих в подмосковном пионерском лагере. Командир корабля рассказал ребятам о том, как пристегнуться ремнями, и попросил не шалить в самолете. А когда все уселись, попросил меня: «Пригласи ребят по одному, пусть увидят кабину». И вот поочередно заходят дети наших сослуживцев. Коротко рассказываю им о приборах, о системе управления. И вдруг вижу Таню Кетову, дочь моего погибшего товарища…
В авиацию идут одержимые мечтой о бескрайних просторах неба. С Володей Кетовым я год учился в Центре подготовки испытателей. Потом мы стали соседями. Небольшого роста, подвижный, он обладал качеством, очень необходимым для исследовательской работы-умел быстро ориентироваться в любой ситуации и принимать грамотные решения. Восстановить работоспособность навигационного комплекса или оживить связь комплекса с ракетой было для него делом обычным. Смеялся, что надоело учиться всю жизнь: школа, училище, Центр подготовки, Московский авиационный институт. А сам учился постоянно. Часто видел его дома с какой-нибудь «заковыристой» книгой.
Современные системы навигации и вооружения требуют от штурмана глубоких знаний, прочных навыков. В испытательном полете на него приходится очень большая нагрузка. И Володя одинаково скрупулезно и четко выполнял задания на Су-24 и Ту-160, Ил-76 и Ту-22 М. Не буду перечислять все освоенные им самолеты, замечу лишь, что дорога в НИИ для него началась в Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов. Началась с золотой медали, которой он был удостоен по выпуску.
Владимир увлекался спортом, страстно любил поэзию н музыку. Сам, как он говорил, «грешил стишками». Помню, как-то в командировке убедил экипаж, что любому человеку просто необходимо послушать «Иоланту». И мы ходили, слушали, наслаждаясь красотой звуков вместе с нашим вдохновителем. Однажды на правах соседа я, не звоня, зашел к Кетовым и услышал, как Володя с женой Ольгой в два голоса пели русскую песню. Честно скажу — позавидовал я им тогда…
Трагический для Сергея Полухина день тридцать первого мая девяностого года начался с разминки. Упражнения выбирал для себя сам, еще когда учился в Тамбовском высшем военном авиационном училище летчиков. В шутку, за глаза звали мы его «Левитан» — за голос. В эфире этот голос ни с каким другим не спутаешь. Сергей — испытатель по призванию. Его однокашник рассказывал, что еще в училище, а потом на Дальнем Востоке, где они служили, мысль об этой работе не покидала его ни на минуту. В авиачастях летал на Ту-16, потом на Ту-22. Экзамены в Центр подготовки испытателей — теоретический и летный — сдал блестяще.
В нашем архиве хранятся фильмы, фотографии, которые сделаны на отдыхе с семьями. Очень часто в объективе появляется Сергей. То он — Робинзон, то — пират. На все его хватало: и на работу, и на отдых. Одним из первых освоил в нашем коллективе виндсерфинг. Сначала «гонял» по реке на моторке. Но все чаще в ветреную погоду ставил лодку на прикол и брался за парус. И чем сильнее ветер, тем больше вероятность увидеть его на доске. Сергей планировал семьей дойти на катамаране под белым парусом до Астрахани. Теперь этим маршрутом собирается пройти его десятилетний сын Сергей. Естественно, когда подрастет.
…Помню, снежной выдалась зима 1987 года. После снегопада — оттепель, потом мороз. И стала наша взлетно- посадочная полоса катком. План испытательных работ большой, а сроки поджимали. В это время к нам в НИИ пришел самолет с новым оборудованием. Командир доверил Сергею начать испытания. И пошел Сергей Полухин, как и положено в авиации, от простого к сложному. Сначала сделал пробежку. Потом взлет, «открутил» задание и отлично посадил машину на очищенную ото льда полосу, ширина которой не превышала 40 метров. Так летал летчик испытатель подполковник Сергей Полухин.
…Заходят один за другим дети в кабину Ту-134. Блеск глаз детворы выдает волнение и интерес. Ребята наверняка навсегда запомнят этот полет. Многие из них, не сомневаюсь, свяжут свою жизнь с авиацией.
Им хранить память о своих отцах и им продолжать дело отцов. Об этом очень точно сказал в своей песне летчик- испытатель под- полковник Игорь Малышев:
Останемся в детях, когда мы уйдем,
И в людях, с которыми дружим.
Останутся песни, что нынче поем.
И небо, которому служим.
Полковник В. ПАВЛОВ, летчик испытатель НИИ вмени В. П. Чкалова