Сайт об Ахтубинске, ГЛИЦ им. Чкалова, его истории, замечательных людях, всех тех, кто прославляет ВВС.
 
Возле обломков самолета-шпиона

Возле обломков самолета-шпиона

В майские дни 1961года  я  с семьей сидел за праздничным столом в своей подмосковной квартире на Чкаловской. Неожиданно на аэродроме, который находится поблизости с жилой зоной, послышался рев двигателей. Что-то случилось серьезное, подумал я, — так как обычно в праздничные дни было тихо и спокойно. Предположение вскоре подтвердилось. Прибывшие транспортные самолеты доставили обломки сбитого американского самолета – шпиона У-2, пилотируемого летчиком США Пауэрсом. Сразу же поступило распоряжение ознакомиться с тем, что осталось от самолета и оценить эффективность боевой части зенитной ракеты «Земля-воздух», а также определить живучесть высотной машины. Группа специалистов частично состояла из офицеров ГК НИИ ВВС. В ее состав вошел и я, как ведущий инженер по силовой установке. У меня уже был опыт в этой области. Раньше приходилось участвовать в научно-исследовательской работе «О живучести самолетов  с реактивными двигателями при применении боеприпасов отечественного и зарубежного производства и оценке их эффективности по реактивным самолетам».

В 1953 году мы оценивали живучесть американского самолета «Сейбр», сбитого в корейской эпопее. Подбитый самолет упал в воду вблизи берега и был поднят, далее доставлен в Москву в бюро новой техники МАП. Оценка живучести истребителя производилась совместно со специалистами института и министерства авиационной промышленности. Опыт помог, и чуть позже мне доверили исследование в Рижской ремонтной базе десяти двигателей ВК-1 с самолетов МиГ-17, которые были сбиты в Корее и благополучно сели на «нашей» территории.

Из привезенных частей У-2 «уцелели» левая консоль крыла, часть фюзеляжа, хвостовое оперение и двигатель. Все элементы конструкции самолета и двигатель имели множество осколочных пробоин разной величины. Двигатель был пробит в трех местах, а самолетные элементы были буквально изрешечены. Специалисты по вооружению определили, что ракета разорвалась сзади и ниже самолета, на удалении примерно 75 метров.

 

 

 

 

 

 

 

Удивительно то, что во всех элементах имелось большое количество пробоин, а летчика ни один из них не поразил.

В хвостовой части У-2 была установлена мина, сблокированная с катапультной установкой кресла. Перед вылетом летчик об этом был предупрежден, и в случае катапультирования он мог подорваться. Пауэрс покинул машину без использования катапульты кресла и поэтому остался жив. Специалисты, осмотрев хвостовую часть, извлекли мину с зарядом взрывчатых веществ весом примерно в один килограмм.

Самолет-разведчик имел много конструктивных особенностей, которые повышали его живучесть. Новинкой явилось применение тяжелого топлива, которое не возгоралось при поражении. По мере выработки топлива, которое располагалось в крыле, свободное пространство заполнялось нейтральным газом. Конструктивные элементы самолета были очень легкими. Два человека свободно поднимали консоль крыла и хвостовое оперение. Крыло было длинное, а топливо закачивалось в него, что в значительной степени предохраняло крыло от изгибающего момента. Реактивный двигатель был без форсажа, с взлетной тягой примерно на 20% ниже максимальной и только с определенной высоты полета двигатель выходил на максимальный режим, что обеспечивало больший набор высоты — порядка 22 тысячи метров.

После всестороннего обследования обломков У-2 комиссия пришла к выводу, что самолет был сбит зенитной ракетой класса «Земля-воздух», именно той, боевая часть которой в свое время была рекомендована по результатам подрывов на Софринском полигоне. Одно время существовала версия, что самолет был сбит истребителями. Я со всей определенностью опровергал ее, так как истребители не имели такого мощного вооружения, которое было способно так сильно разрушить и изрешетить весь самолет. Истребители состоявшие у нас на вооружении, не имели возможности решить подобную задачу, как по высоте полета, так и по вооружению. Сегодня никто уже не сомневается: У-2 был сбит зенитной ракетой «Земля-воздух».

 

Полковник-инженер в отставке

Юдин Юрий Михайлович

Сентябрь 1999года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *