Мне здорово повезло. Попасть на международный авиационно-космический салон в Жуковский можно считать большой удачей. Только один день, но зато какой. Огромные, просто гигантские очереди москвичей и гостей столицы, выстраивающиеся к турникетам, проходили через жесткое сито досмотра работниками милиции, проверялись металлоискателями и обнюхивались чуткими к запаху взрывчатки четвероногими стражами порядка. Не знаю, что влекло людей на подмосковный аэродром, возможно, жажда зрелищ, поиск удовольствий или просто любопытство, но уже через несколько часов все это вытеснилось одним полноценным чувством, в основе которого — восхищение от увиденного и гордость за отечественную авиацию. Можете поверить, то же пережил и я вместе со своими коллегами из АТВ-Центра — Геннадием Андреевым и оператором Кириллом Киселевым.
22 августа для большинства посетителей — первый день открытых дверей. Для многочисленной и дружной авиационной семьи он нес особый отпечаток. Организаторы посвятили его испытателям. Ахтубинская делегация пилотов и штурманов, инженеров и ведущих специалистов ГЛИЦ им. В.П. Чкалова выглядела, как и подобает «авиационной элите, неотразимо: блистая «золотом эполет» и уже без кавычек звездами Героев России. В какой-то момент, ближе к вечеру, когда ощущение праздника достигло апогея и охватило всех, бремя незаслуженной славы пришлось пережить и мне. Количество желающих сфотографироваться с летчиками и штурманами ГЛИЦ им. В.П. Чкалова и просто офицерами в форме цвета неба говорило само за себя — авиацию у нас по-прежнему любят. Впрочем, в этом никто и не сомневался.
Мы сообща пережили упадок, крушение идеалов и надежд, почти уверовав в свою посредственность. Но воспитывать нацию на комплексе собственной неполноценности нельзя. Может настать момент, когда она в него по-настоящему поверит. Думаю, та самая дорога возрождения, пройдя которую человек обретает чувство собственного достоинства, гордости за принадлежность к великой державе, пролегала и через нынешний авиакосмический салон.
МАКС-2003 поражает и впечатляет одновременно.
Ему справедливо предрекают большой успех. Десятки павильонов, в каждом из которых демонстрируются новейшие образцы и разработки в области аэрокосмической техники, электроники, двигателестроения, связи и передовых технологий. Такое рекордное количество участников зарегистрировано тоже впервые. Россия и ближнее зарубежье представлены 489 организациями. Иностранные компании имеют более широкую географию: от США и Канады в Западном полушарии до близких к нам Франции и Германии, Швейцарии и Польши, не говоря уже о потенциальных покупателях из Кореи, Сингапура и Малайзии. Рядом на статической стоянке, представляющей собой огороженную рулежку, разместился целый авиапарк, от легких спортивных самолетов до гиганта отечественного авиастроения ИЛ-96-400. Чуть поодаль, словно зная себе цену, замер восьмимоторный стратегический бомбардировщик В-52, «летающая крепость». В отличие от недавно состоявшегося в Ле-Бурже авиасалона, омраченного испортившимися отношениями между США и Францией, американцы представили в Жуковском, впервые за все время, ударную авиагруппу в составе F-15, F-16, F-18, вертолета «Апачи», заправщика и знаменитого транспортника С-130 «Геркулес». Но изюминкой МАКСа, безусловно, стали демонстрационные и показательные полеты как отечественных боевых, пассажирских самолетов, так и западных пилотажных групп. Поверьте, такого еще не было ни в Ле-Бурже, ни в Фарнборо и Сингапуре.
Ну, скажите, с чем можно сравнить небесную арию летчика из итальянской пилотажной группы «Фречче Триколори» (трехцветные стрелы)? Я не ошибся, именно пилота, солировавшего в составе группы из десяти самолетов, выполнявшей фантастические фигуры высшего пилотажа, можно назвать вдохновенным тенором полета. Пение великого Лучано Паваротти, звучавшее внизу, на земле и музыка неба сливались в единую симфонию разума. А разве не заслуживают восхищения французские летчики из «Патруль де Франс», которым уже рукоплескал весь мир, и вот теперь в бессознательном порыве, высоко подняв руки над головой, их приветствовали десятки тысяч россиян. Французы остались верны себе, подарив представительницам прекрасного пола искусно выполненное в небе разноцветное сердце, пронзенное стрелой. Как всегда, грациозно, в совершенстве владея летным мастерством, выглядели наши «Стрижи» и «Русские витязи». Говорить в данном случае кто хуже, а кто лучше, считаю некорректным. Мастерство безгранично, как и небо, которое одно для них. Свою точку зрения по этому поводу высказал Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского союза, автор «Кобры» В.Г. Пугачев: «Трудно отдать кому-либо предпочтение. Захватывающее зрелище. Хотя итальянцы и французы выполняли пилотаж на легких учебно-тренировочных «Макки» и «Альфа-Джет», а наши на боевых МИГ-29 и СУ-27. Я однажды имел удовольствие слетать в группе «Русские витязи» и понимаю, насколько трудно управлять многотонной машиной, постоянно держа интервал 3 метра».
Ближе к обеду огромная территория авиасалона стала напоминать шумную, красочную, непрерывно вращающуюся ярмарочную карусель. Где-то высоко покачивались и кружились аэростаты, воздушные шары и змеи, народ выстраивался в очереди за пивом, жевал бутерброды, перелистывая на ходу раздающиеся бесплатно рекламные буклеты и всякий раз при нарастающем гуле моторов задирал голову вверх, где одни воздушные мастера сменяли других.
Александр Салмин.
Жуковский – Ахтубинск.
Август 2003года
(При использовании материалов или цитировании обязательно указывать ссылку на автора и сайт)